В рамках профконсультации оказывается помощь в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии. С помощью профдиагностики устанавливаются и изучаются признаки, характеризующие отклонение различных "параметров" конкретного человека от требований избранной профессии.
Если говорить о диагностике профпригодности молодого человека, то используются различные тесты, которые лишь указывают направление будущей деятельности индивида. Если же использовать социальную диагностику, которая является необходимым звеном преобразовательной практики в цикле: диагноз – прогноз – программа – внедрение, то можно создать модель профессиональной жизни, которая будет комфортно существовать с другими жизненными целями человека. Прогнозирование – это поиск, путь от незнания к знанию, предвидение того, что на сегодня отсутствует, но может быть. Способность представить будущее – мощное оружие. Оно расширяет право выбора – маневрирования, нахождения оптимальных вариантов деятельности человека. Конечно, способность молодежи представить профессиональное будущее осложняется сегодняшней экономической нестабильностью, неизвестным предложением трудовых ресурсов.
Профессиональный отбор помогает устанавливать психологические особенности человека, его подготовленность к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью аппаратурных и социально-психологических методов.
Профессиональная адаптация является активным процессом приспособления молодежи к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.
Исследователи проблемы отмечают, что профориентационная работа должна включать в себя разнообразные взаимодополняющие формы и методы, а не ограничиваться только профессиональной диагностикой и выдачей рекомендации, кто к какой профессии "подходит". Настоящая профориентация должна включать в себя:
курсы, посвященные планированию профессиональных и жизненных перспектив, где молодежь должны научить как это лучше (грамотнее) сделать, как сориентироваться в различных ситуациях жизненного и профессионального выбора;
работу с подгруппами и микрогруппами (в 2-4 человека), где в более интимной ситуации обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения;
индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания.
Методы работы должны чередоваться и взаимодополнять друг друга, и здесь уже накоплен определенный опыт использования тестов и опросников, профориентационных игр, различных активизирующих процедур индивидуальной и групповой работы (специально организованных дискуссий по наиболее острым вопросам карточных консультационных методов, использование различных схем анализа и самоанализа ситуаций самоопределения и т.д.). При этом в данной системе работы особое внимание уделяется субъектным отношениям со школьниками. Учащийся рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути.
Существует достаточное количество различных методик выбора профессии, но в тоже время литературы, посвященной теоретическим аспектам профориентации молодежи, очень мало. Основная часть современной литературы, посвященной проблеме профориентации молодежи, принадлежит Н.С. Пряжникову и Е.Ю. Пряжниковой.
Рыбалкиной Л.Г. разработано учебное пособие "Планирование профессиональной деятельности и карьеры", в котором рассматриваются вопросы профессионального самоопределения, планирования карьеры. Значительное место отведено усвоению знаний и формированию навыков, необходимых личности для самопрезентации на рынке труда: умению составлять документы для трудоустройства, правильно вести себя на собеседовании с работодателем, в новом рабочем коллективе.
В Интернете существуют сайты, на которых можно протестировать себя на предмет соотнесения с какой-то конкретной профессией, а также можно ознакомиться с советами психологов о том, что необходимо сделать, чтобы правильно выбрать профессию, и комфортно чувствовать себя на рынке труда, быть конкурентоспособным, ознакомиться с вакансиями.
Но, тем не менее, необходима полноценная консультация, которая должна раскрывать и развивать потенциал учащегося, заставлять его думать самостоятельно. Необходимо формировать у него внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.
Похожие статьи:
Подготовительный этап коррекции нарушений поведения детей младшего возраста
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что вне зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве подходов основной качественной характеристикой нарушений поведения является агрессивность. Поэтому для коррекции нарушений поведения детей младшего школьног ...
Игровая технология
В процессе игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Это усиливает развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Игра раскрывает ...
Общеразвивающие упражнения в средней группе
Возросшие функциональные возможности и приобретенный двигательный опыт детей средней группы - хорошая основа для совершенствования обучения общеразвивающим упражнениям по всем названным параметрам. 1. Чаще всего для выполнения общеразвивающих упражнений дети средней группы строятся в звенья, которы ...