Выходящие на рынок труда молодые люди (14-30 лет) различаются по возрасту, полу, образовательному уровню, жизненным установкам. В данной социальной группе исследователи выделяют три подгруппы, каждая из которых имеет свои специфические черты (см. Рисунок 1).
Рисунок 1 – Три подгруппы молодежи
Молодежь в возрасте от 14 до 18 лет представляют в основном учащиеся школ, училищ, колледжей и т.п. Именно в этот период человек усваивает основные жизненные ценности, нормы поведения в обществе и стремится адаптироваться к существующим условиям. Одной из важнейших задач этого периода является выбор будущей профессии.
Вторая категория – молодые люди 18-24 лет, завершающие или завершившие профессиональную подготовку, а также отслужившие в армии. Данная группа достаточно уязвима на рынке труда, так как не имеет должного профессионального и социального опыта и, как следствие, менее конкурентоспособна. Трудоустройству мешают уровень и качество полученного образования и невостребованность выпускников учебных заведений на рынке труда. Сейчас более половины выпускников не могут найти работу по специальности, что негативно влияет на профессиональное становление человека и определение его жизненного пути.
Молодые люди, принадлежащие к первым двум подгруппам, как правило, выходят на рынок труда впервые и отличаются более низким образовательным и профессиональным уровнем, не имеют стажа работы. Все эти факторы обуславливают более низкую их конкурентоспособность. Для успешного трудоустройства необходимо уметь прогнозировать востребованные через 3-5 лет профессии (в данном случае могут помочь специалисты-профориентологи). Вместе с тем, именно на этот период приходится начальный этап карьеры.
В возрасте от 25 до 30 лет молодые люди в основном уже определили свою профессиональную стратегию и имеют определенный опыт работы. В данный период жизни у большинства из них уже есть семья, и они предъявляют высокие требования к предлагаемой (будущей) работе. При этом отсутствие работы данной категорией воспринимается более болезненно, что ведет к тяжелым социальным и психологическим последствиям (распаду семьи, брошенным детям, уходу в криминальную среду, приобщение к наркомании, алкоголизму и др.).
Оказавшись без работы, многие обращаются в центр занятости населения для постановки на учет. Там же специалисты могут помочь в переориентации на другие, более востребованные профессии, возможно переобучение за счет средств центра.
Тем не менее, для успешного прохождения всех трех периодов необходимо использовать одну общую формулу – профессиональная ориентация.
Право граждан на профессиональную ориентацию закреплено ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации: "граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения".
Одна из главных целей системы профориентационной работы – оптимизация процесса выбора профессии в соответствии с личными интересами граждан и потребностями рынка труда. При этом знания молодых людей о возможностях выбора профессии и самих профессиях расширяются и углубляются. Решение о выборе профессии становится более осознанным.
На рисунке 2 представлены четыре основные подсистемы профориентации.
Рисунок 2 – Подсистемы профессиональной ориентации
Целью профессионального просвещения является ознакомление с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями, предъявляемыми к личностным характеристикам человека.
Целью профессиональной информации является ознакомление молодежи с основными профессиями, специальностями. Предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалифицированного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, личностным качествам, уровню образовательной и социальной подготовки.
Целью профессиональной пропаганды является формирование положительного отношения к проблемам выбора профессии и стремления у молодежи к освоению профессий современного производства. Профессиональная пропаганда имеет место, прежде всего, с теми профессиями, по которым ощущается дефицит в рабочих кадрах либо рождается расширение приема на них в связи с увеличением объема производства. Большую роль в профпропаганде играют средства массовой информации. Чрезмерная пропаганда может привести к увеличению потока желающих работать в данной области деятельности. Основными побудителями в этом случае могут стать мотивы престижности, внешней привлекательности профессии.
Похожие статьи:
Развитие
познавательных способностей обучающихся
В процессе учебной деятельности учащегося, большую роль играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, чт ...
Подготовка скульпторов в системе отечественного художественного образования
В 2007 году Российской Академии художеств исполнилось 250 лет. По инициативе куратора Московского Университета Ивана Ивановича Шувалова указом Сената от 6 (17 по новому стилю) ноября 1757 года в Санкт-Петербурге была учреждена "Академия трех знатнейших художеств". Уже через год в Академию ...
Реализация деятельности социального педагога по социально – педагогической
поддержке детей из неполных семей
В настоящее время теоретическая идея социально-педагогической поддержки нашло отражение в практической деятельности социальных педагогов и представляет собой систему социально-педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала ребенка, включая помощь детям, родителям, учит ...