Общий вывод: в экспериментальной группе 72% детей показали высокий уровень познавательного развития, 28% - средний уровень. В контрольной группе 24% показали высокий уровень познавательного развития, 64% - средний уровень, 12% - низкий уровень познавательного развития.
Результаты контрольного эксперимента представлены на диаграмме (рис. 2.2.).
Рис. 2.1. Результаты контрольного эксперимента
Экспериментальная группа Контрольная группа
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности предложенных занятий. Испытуемые экспериментальной группы показали, в основном, высокий уровень познавательного развития. Дети контрольной группы тоже повысили свои результаты, но это специфика учебно-воспитательного процесса ДОУ.
Таким образом, мы видим динамику познавательного развития экспериментальной группы (на 46%) по сравнению с результатами констатирующего эксперимента (см. рис 2.3.).
Рис. 2.3. Динамика познавательного развития
Таким образом, комплекс занятий по развитию речи, реализованный в экспериментальной группе является эффективным, так как по результатам исследования испытуемые данной группы показали высокий результат. Следовательно, цель работы достигнута, гипотеза доказана.
Цель опытно-экспериментальной работы заключалась в активизации познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Результаты диагностики на этапе констатирующего эксперимента свидетельствуют о средней норме в познавательном развитии детей в период дошкольного возраста. Все испытуемые, получив инструкцию к выполнению задания, старались проявить все свои способности в плане познавательного развития, а именно сосредотачивали свое внимание, напрягали память, развивали речь, что, в конечном счете, способствует увеличению объёма знаний, и, как следствие, общему психическому развитию. Но на наш взгляд этого недостаточно в период старшего дошкольного возраста. Данный этап в развитии ребенка характеризуется его подготовкой к обучению в школе. Следовательно уровень познавательного развития ребенка должен быть высоким.
Формирующий эксперимент нашего исследования представлен комплексом занятий по развитию речи, способствующим общему познавательному развитию ребенка в период дошкольного возраста. Применяя данный комплекс занятий регулярно можно добиться повышения уровня развития всех психических процессов у ребенка (памяти, воображения, мышления, восприятия, внимания, речи), что в конечном итоге мы и получили.
На этапе контрольного эксперимента мы диагностировали уровень познавательного развития старших дошкольников, применяя уже знакомую нам батарею тестов. По результатам исследования видно, что уровень познавательного развития старших дошкольников экспериментальной группы выше, чем на этапе констатирующего эксперимента. Следовательно, формирующий эксперимент, представленный комплексом занятий по развитию речи, позитивно влияет на познавательное развитие ребенка.
Период дошкольного детства характеризуется бурным и стремительным развитием всех психических функций ребенка. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего, полностью зависимого от взрослого существа, ребенок превращается в относительно самостоятельную, активную, полноценную личность, в субъекта общения и деятельности.
Похожие статьи:
Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного
возраста
Методы коррекции находятся в прямой зависимости от характера педагогической запущенности, уровня воспитанности ребенка целом, воспитательных возможностей школы и семьи, конкретного поведения, его образа жизни и окружения. Методы коррекции, в конечном счете, всегда связаны с методами воспитания. Нап ...
Взаимосвязь нравственного и физического воспитания
С поступлением ребёнка в школу в его жизни происходит ряд серьёзных изменений. В интересующем нас отношении они проявляются прежде всего в том, что у ребёнка появляется дело (учение), отношение к которому, наряду с успешностью его выполнения, постоянно оценивается взрослыми. При поступлении в школу ...
Развитие речи ребенка третьего года жизни
Этапы развития речи детей описаны многими авторами (Г.А. Волкова, О.В. Правдина, М.Ф. Фомичева, И.И. Ермакова, Ю.В. Микляева, Н.С. Жукова, Лопухина И.С., Дьякова Н.И.). Исходя из этого, можно представить развитие речи ребенка третьего года жизни. К 3 годам произносительная сторона речи у детей еще ...