Основными содержательными линиям в изучении данного предмета является:
- информация и информационные процессы
- Основы логики
- Компьютер
- Моделирование и формализация
- Алгоритмизация и программирование
- Информационные технологии:
технология обработки текстовой информации;
технология обработки графической информации;
технология обработки числовой информации;
Технология хранения, поиска и сортировки информации;
Мультимедийные технологии;
Мультимедийные технологии.
Изучение этих разделов открывает возможность для межпредметных связей и единства образовательных и воспитательных задач, что очень важно в образовательном процессе, они дают возможность формировать мировоззрение через социокультурное содержание курса.
Нами было предположено, что мировоззренческая функция учебного курса информатики, возможна при условии формирования содержания материала, осваиваемого детьми в процессе овладения навыков работы с компьютером на основе принципов культуросообразности и приоритета ценностно-смысловой доминанты содержания образования.
В качестве стимульного материала были использованы зрительные образы в 1-м случае отражающие стереотипы массовой культуры, а во 2-м отражающие архетипы традиционной культуры. В 1-м случае образы схематические, абстрактные, а во 2-м художественные, эстетические, связанные с устойчивыми художественными архетипами.
Нами был разработан тест, который определяет объём памяти. Мы предположили, что если наполнить уже имеющийся тест художественно-эстетическими образами, то снизится нагрузка на память и запоминание станет непроизвольным, т.к. оно воспринимается на бессознательном уровне (образ художественно-яркий и запоминается сам собой).
Изменение некоторых из изображений объясняется тем, что они не имеют полного отражения мира, у них нет единого истока, т.е целостная картина восприятия мира в них отсутствует.
Если нет целостного восприятия, то картинку приходится «изучать», рассматривать каждый раз заново – напрягать свою память.
При взгляде на изменённые образы, невольно возникает целостность образа, т.е. полнота информации, связанная не просто по аналогии друг с другом, а с историей и традиционным бытом русских людей каждая из картинок, по возможности, изображена не просто схематично, а в художественно-эстетическом стиле (т.е. информация несёт отражение исторически-культурного кода Российской цивилизации). Таким образом, снижается нагрузка на восприятии, внимание, память, проявляется мотивация обучения
Таким образом, использование художественных образов традиционной культуры является целесообразным, не только с духовно-нравственных и эстетических, но и с психолого-педагогических позиций.
В работе были задействованы учащиеся 3,5-9 классов.
Участвующие в эксперименте |
Изменённый |
Первоначальный |
1 |
9 |
8 |
2 |
10 |
9 |
3 |
7 |
7 |
4 |
8 |
7 |
5 |
10 |
10 |
6 |
10 |
12 |
7 |
9 |
11 |
8 |
9 |
9 |
9 |
9 |
10 |
10 |
12 |
9 |
11 |
8 |
6 |
12 |
9 |
9 |
13 |
6 |
3 |
14 |
9 |
7 |
15 |
6 |
8 |
16 |
7 |
7 |
17 |
9 |
6 |
18 |
6 |
4 |
19 |
8 |
9 |
20 |
7 |
9 |
21 |
9 |
9 |
общее среднее значение |
8,43 |
8,05 |
Похожие статьи:
Виды методов активного обучения
При активном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга. Активные методы обучения позволяю ...
Организация и методы исследования проблемы
дезадаптации первоклассников
1. Методика исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISC). Интеллектуальный тест для детей (Wechsler intelligence Scale for Children, WISC) опубликован Д. Векслером в 1949 году. Является надежным, научно-обоснованным и апробированным в школьной и медицинской практике психодиагностическим инстр ...
Влияние личностных качеств на формирование репутации
молодых людей
Одним из важнейших факторов, определяющих высокую репутацию студента, является восприятие обществом его личностных качеств. Умение мыслить предполагает наличие высокого интеллекта, жизненной мудрости, широкого кругозора, любознательности, рассудительности; умение генерировать идеи - видеть и учитыв ...