Основная функция мировоззрения, по мнению Л.И. Божович (1997), заключается в преобразующем воздействии на мотивационную сферу личности. Мировоззрение определяет структуру ведущих побудителей (мотивов) и организует все потребности.
Мировоззрение организует структуру намерений человека. С помощью намерения субъект пытается взвесить и учесть все внутренние и внешние обстоятельства, их значимость и последствия, найти разумное решение. При этом может возникнуть конфликт между намерением и идеалом.
Мировоззрение имеет функцию своеобразного интегратора потребностей личности. Л.И. Божович считает, что мировоззрение влияет на всё психическое развитие школьника, и его можно рассматривать как причину главных возрастных новообразований и основных психологических сдвигов в развитии.
И.Я. Лернев определяет понятие мировоззрения через взаимосвязь усвоенных мировоззренческих знаний с фундаментальными личностными образованиями. Психологический подход к понятию мировоззрения содержит в себе представление о том, что мировоззрение есть форма индивидуального сознания, имеющая специфические особенности, обусловленные возрастными, индивидуальными различиями. В сформированном мировоззрении отражённые образцы наиболее общих закономерностей природы, общества и психологической жизни человека сливаются с общественным, личностным отношением к ним (Менчинская Н.А.).
Понятие мировоззрения фиксирует единство, слитность объективного (гносеологического) и субъективного (аксиологического), рационального и эмоционального в человеке. Установка – готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определённого объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.
Смысловая установка выражает проявляющиеся в деятельности отношения её к тем объектам, которые имеют личностный смысл. Сюда входят взгляды человека на мир и образ того, к чему человек стремится; антипатии и симпатии по отношению к значимым объектам; готовность действовать по отношению к значимым объектам; готовность действовать по отношению к объекту, имеющему личностный смысл. С помощью смысловых установок человек приобщается к системе норм и ценностей данной социальной среды, они позволяют сохранить устойчивость личности в напряжённых ситуациях, способствуют самоутверждению личности и выражаются в стремлении личности привести в систему содержащиеся в них личностные смыслы знаний, норм, ценностей. Обобщённые смысловые установки превращаются в черты характера личности. Изменение смысловых установок всегда обусловлено изменением самой деятельности. Целевые установки вызываются целью и определяют устойчивый характер протекания действия.
Похожие статьи:
Становление системы образования в дореволюционный
период
Исторические данные свидетельствуют о том, что постановка школьного обучения в Древней Руси характеризовалась существенной связью с византийской традицией. Однако, в противовес греческой системе образования, основанной на приоритете частных форм обучения, русская школа развивалась как государственн ...
Анализ уроков с использованием игровой деятельности
Игры и игровые задания- упражнения к школьным разделам языкознания. Речевая коммуникация детей легко проявляется в игровой деятельности, так как это естественная деятельность, требующая речевых умений. Все коммуникативно - лингвистические игры со словом и игровые задания имеют одновременно обучающу ...
Методы воспитания
В педагогике, в частности в теории воспитания, существуют понятия средств, методов и приемов воспитания, а также форм организации воспитательного процесса. Под средствами воспитания понимают виды деятельности, развивающие личность. К ним относятся: труд, познание, общение, игра, спорт. В процессе д ...