В процессе формирования мировоззрения важную роль играют механизмы личностной идентификации, способствующей, с одной стороны, выделению идеального образа желаемого будущего, а, с другой, собирающие, интегрирующие личности как целое.
При самоидентификации важно всё, что затрагивает диспозиции действия и воли личности. Это значение теоретическое, но оно очень важно для жизненной практики личности, так как затрагивает действия самой личности.
Опыт самопознания отличается от опыта, в котором личности даны другие люди, прежде всего «несоразмерностью Я», так как собственное Я дано немного интенсивнее и дефференцированнее, чем любой другой человек, который есть не Я. Я само себе дано не только во внутреннем опыте, но одновременно Я для себя самого является предметом внешнего опыта. Два типа опыта внешнего и внутреннего не противоречат друг другу, а составляют единое целое. Опыт самопознания связан с постижением своей целостности – «телесно-душевно-духовного Я».
В «Философской энциклопедии» (1989) мировоззрение определяется как обобщённая система взглядов на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на своё собственное место в нём, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических убеждений и идеалов людей.
Мировоззрение – это такой целостный взгляд на бытие, который включает в себя, по меньшей мере, следующие главнейшие характеристики: понимание самого бытия, понимание смысла жизни человека, принятие определённых критериев добра и зла. При этом для ценности мировоззрения не имеют значения характер и объём знания материального мира, устройства Вселенной.
Мировоззрение содержит в себе ответы на следующие вопросы: кто я? Каков смысл моего существования? Имеется ли вообще смысл в бытии человечества, мира? Есть вечность для человека? И т.д. Ответы нужны для того, чтобы знать, как жить, чем руководствоваться, каким идеалам служить (Осипов А.И., 1999). При отсутствии целостного мировоззрения у человека затрудняется проблема выбора в формировании целей и ценностей. Важным условием целостности мировоззрения является смысловое наполнение критериев добра и зла. Внешняя функция мировоззрения – готовность использовать в социальной ориентации (при выборе мотивов, целей и поступков) не просто определённую идеологическую направленность, но и систему мировоззренческих знаний. Это также средство ориентации в окружающем его мире и социуме.
Внутренняя функция мировоззрения связана с упорядочением системы мотивов, гармонизацией притязаний, самооценок и целей. Внутренняя функция мировоззрения связана с упорядочением системы мотивов, гармонизацией притязаний, самооценок и целей. Внутренние функции включают обращённость «внутрь себя», ориентировку в самом себе, с помощью которого субъектное Я становится объектом самоанализа, самопознания и самокоррекции. Целью такой ориентации в собственном внутреннем мире является «самосозидание», особенное построение своего внутреннего, духовного мира (ценностных ориентаций, идеалов образа Я).
Мировоззрение как системное образование сможет выполнять обе отмеченные выше функции только при условии, если в его структуре наряду с содержанием усвоенных знаний (норм, оценок), выражающих наиболее общие законы развития природы и общества, найдут отражение и те особые «мировоззренческие приёмы», действия и операции, путём выполнения которых и оказывается возможным решать мировоззренческие вопросы: каков мир ? что я и зачем я ? какой я ? что в жизни необходимо ? как жить ? что считать добром и злом, хорошим и плохим ? Процесс становления и функционирования мировоззрения можно представить как формирование внутренней деятельности особого рода, инвариантной по отношению к различным видам предметной деятельности. Выполнение такой «мировоззренческой» деятельности реализует в конкретных действиях и поступках личности её образ Я, систему личных ценностей и предпочтений.
Похожие статьи:
Методы и формы воспитания личности в спорте
Физическое воспитание совершенно неотделимо от других видов воспитания. Органической основой их взаимосвязи является единство физического и духовного развития человека, а также закономерности организации всей социальной системы физического воспитания. Собственно, физическая культура и спорт выступа ...
Виды педагогических коммуникаций
Появление любого человека, отважившегося выступить перед аудиторией, вызывает у нее прежде всего интерес к тому, как он выглядит,что и как делает, словом,как себя ведет. Это вполне понятно, поскольку никакой другой информации он еще предложить не успевает. А не воспринимать зрители-слушатели не мог ...
Мировоззрение как основа структуры личности
Принято различать, помимо научного, мировоззрение, в частности, религиозное и житейское и наибольшее разнообразие наблюдается в области житейского (обыденного) мировоззрения, где оно порождается различием социально – экономических и культурно – психологических особенностей проживания людей, различи ...