Образование: статьи и материалы » Система воспитания и развития детей дошкольного возраста, разработанная М. Монтессори » Суть концепции М. Монтессори

Суть концепции М. Монтессори

Страница 3

М. Монтессори — сторонница совместного воспитания и обучения мальчиков и девочек. Ее «Детский дом» создан по типу: «Детский сад и школа обучения письму, чтению, счету». Главное, в чем видела свою задачу эта выдающаяся женщина, — развить органы восприятия. Ею разработаны около 40 видов приспособлений для воспитания чувств детей.

В развитии и воспитании детей М. Монтессори ориентировалась на периоды их повышенной восприимчивости и чувствительности (сензитивные периоды). Если их не использовать для воспитания и обучения ребенка, они проходят бесследно. Но сензитивные периоды индивидуальны. Они протекают в разное время у разных детей. Мария Монтессори попыталась выделить примерные границы различных сензитивных периодов. Протекание каждого из них характеризуется медленным началом, этапом высокой интенсивности и постоянным спадом чувствительности.

К ним относятся:

— период развития речи (от рождения до шести лет);

— период восприятия порядка (от рождения до трех лет); '

— период сенсорного развития (от рождения до пяти с половиной лет);

— период восприятия маленьких предметов (от полутора лет до двух с половиной);

— период развития движений и действий (от года до четырех лет);

— период развития социальных навыков (от двух с половиной лет до шести).

Наряду с сензитивными периодами в жизни ребенка М. Монтессори разработала возрастную периодизацию, которая заключается в следующем условном делении:

— от рождения до 3 лет — предметно-чувственная ориентировка;

— от трех лет до 6 лет — сензитивность к речи, освоение языка, наглядно-образное мышление;

— от 6 до 9 лет — освоение абстрактных действий;

— от 9 до 12 лет — завершение начальной ступени обучения;

— от 12 до 18 лет — гимназическая и старшая ступень.

В детском садике и в школе основным видом деятельности М. Монтессори считала «свободную работу. Специальных учебных программ у нее не было. Коллективную форму обучения — урок она считала второстепенной. Основными характерными чертами урока, по мнению Марии Монтессори, являются краткость, простота, объективность. Учитель должен говорить как можно меньше, и те слова, которые он произнес, должны быть простыми. Сама личность учителя должна исчезнуть. Дети должны углубиться в тот предмет, на который хочет обратить внимание педагог. Короткий и простой урок служит большей частью объяснением предмета и того употребления, которое ребенок может из него сделать.

В школе, работающей по методике М. Монтессори, день начинается с круга. Именно с него начинаются все попытки осмыслить действительность, передать средствами языка ощущения или наблюдения, и, таким образом, подойти к разрешению проблемы. После круга все расходятся заниматься выбранными детьми занятиями (математикой, музыкой, литературой, химией .). Когда работа заканчивается, каждый показывает учителю, чем он занимался. Вместе обсуждаются результаты самостоятельной работы. Ребята не получают домашние задания, их не опрашивают у доски. В середине дня бывает общее занятие продолжительностью 10—20 минут по какому-нибудь одному предмету. На этом коллективном уроке знания ребят приводят в систему, их знакомят с новой терминологией, дается новый дидактический материал. Учителя разрабатывают и описывают в учебных тетрадях материал для занятий так, что с помощью самостоятельных, выстроенных в логическом порядке упражнений ребенок должен все понять и поупражняться. Тетради школьники имеют по трем интегрированным предметам: родному языку математике, космическому воспитанию.

М. Монтессори считала, что человек, как животные, растения, создан и действует в соответствии с космическим развитием Вселенной.

Поэтому он должен выполнять свою преобразующую функцию и осмыслить свою космическую задачу, вырабатывая вселенское сознание. В тетрадях должны быть только задания, помогающие реализовать потенциальные возможности, дремлющие в каждом ребенке, создать гармонию жизни человека и природы, а также нормализовать поведение детей.

Многие дети проявляют вспышки гнева, агрессии, зависть, эгоизм, жестокость. Основной причиной такого отклоняющегося поведения М. Монтессори видит в нехватке пищи для разума. Поэтому предоставление детям в возрасте от 3 до 6 лет свободной работы с материалами, которую малыши выбирают, развивает в них сосредоточенность. Они увлекаются выбранным занятием, не обращая внимания на внешние раздражители. Такая концентрация внимания является, по мнению Монтессори, началом глубоких изменений в ребенке, то есть нормализации поведения. А это значит, что у него постепенно разовьются умения сосредоточиваться, заниматься самостоятельно, проявлять дружелюбие к другим детям, дисциплинированность, готовность помочь.

Страницы: 1 2 3 


Похожие статьи:

Некоторые проблемы связанные с социализацией личности в малом городе
Однако, по сравнению с более крупными городами, в малом городе меньше стимулов, влияющих на мобильность его жителей, а следовательно, и меньше вариантов для осуществления выбора в различных сферах. В то же время, как показано в исследованиях В.С. Магуна, сегодня нет принципиальных различий между пр ...

Коррекционная программа, направленная на развитие связной речи дошкольников
Следующим этапом исследования стал формирующий эксперимент, для проведения которого был разработан план коррекционной работы по развитию связной речи с использованием игрушек. Цель: развитие связной речи с использованием игрушек. Структура группового занятия включала в себя следующие элементы: 1. Р ...

Профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте
Наиболее остро стоит вопрос профессионального выбора в старшем школьном возрасте. Это период перехода отрочества к раннему юношеству, охватывающий возраст от 15 до 17 лет. Согласно периодизации развития личности по Э. Эриксону, описывающей весь жизненный путь человека, результатом успешного развити ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru