Но для развития органов чувств, по методике М. Монтессори, необходимо было найти те виды деятельности, которые ребенок бы выбрал сам, добровольно участвуя в них по своему внутреннему побуждению. Толчком к этому побуждению в школах Монтессори служил специальный дидактический материал, различные игры и занятия, способствующие саморазвитию детей. Педагоги в школах М. Монтессори в основном наблюдали за детьми, осторожно направляя их саморазвитие и вместе с тем свято охраняя индивидуальность каждого ребенка.
Для обучения детей использовались переносные столы и стулья. Смысл введения столов и стульев заключался в том, что ребенок мог поставить их туда, где он хотел в данный момент находиться, выбирать наиболее удобное для него место. Могло случиться, что ребенок ронял стул. Чтоб исправить свою неловкость, он тут же поднимал и ставил его на место.
По замыслу М. Монтессори, в такой ситуации ребенок сам выбирал, куда идти со стулом, куда его поставить, исправлял свою неловкость, учился сам себя поправить.
А когда ребенок научится сам проходить между стульями, не задевать их, это будет означать, что ребенок выучился двигаться. Тяжелая неподвижная парта замедляет движение детей, а сидение за ней несколько часов мешает ходу их естественного развития. Болезни позвоночника, связанные с его искривлением, являются доказательством правоты доктора медицины и в настоящее время. М. Монтессори приводит пример, доказывающий, что школьное воспитание следует реформировать. Она пишет, что у первобытного человека позвоночник мог противостоять его суровой доле, когда он сражался против диких зверей, выкапывал камни, гнул железо, рыл землю. Но этот позвоночник не выдерживает, когда ребенок сидит за партой: он искривляется. По методике М. Монтессори дети, если не хотят сидеть на своих стульчиках, могут тут же сесть или лечь на пол или коврик. Нужно избегать задержки непосредственных движений и насилования поступков по воле другого . Путь, по которому идет самовоспитание ребенка, может быть иным, чем тот, который мы склонны ему навязать. И с нашей стороны преступно сталкивать его с той дороги, по которой ведут его склонности.
Воспитатели, как и родители, пытаются сами за ребенка выполнять некоторые виды деятельности. Они ему зашнуровывают ботинки, собираясь на прогулку, завязывают шарф, выливают тазик с водой, в котором малыш играл с игрушками, тем самым лишая его возможности взять урок из жизни самостоятельно. Монтессори наблюдала за мальчиком двух с половиной лет, который пытался преодолеть препятствие, и действиями воспитательницы, не осознававшей воспитывающего характера этой ситуации. Мальчик подошел к группе ребят, пытаясь раздвинуть их руками, чтобы протиснуться в их ряд. Это у него не получилось. Тогда он глазами выбрал стульчик, с видимым намерением поднести его к группе детей и влезть на него. Он направился к стульчику, но его намерения поняла воспитательница и внезапно, схватив малыша на руки, подняла его над товарищами, чтобы показать ему тазик с водой. Ребенок не был таким радостным, увидев плавающие игрушки, как показалось М. Монтессори. По ее мнению, воспитательница помешала ребенку воспитать себя: он шел, чтобы почувствовать себя победителем, а оказался пленником в руках воспитательницы.
Вопросу дисциплины М. Монтессори уделяла особое внимание. Для воспитания дисциплины необходимо, по ее мнению, ясное представление о добре и зле. Поэтому следует «дисциплинировать ребенка к работе, к деятельности, к добру, но не дисциплинировать его к неподвижности, к пассивности, к подчинению». Вопрос дисциплины тесно связан с приемами поощрения и наказания. Монтессори не разрабатывала их, считая, что им не место в ее методике. По ее утверждению, если ребенок сам выбирает ту или иную деятельность, это для него уже награда. Именно такое понимание награды существовало в школах М. Монтессори. Принуждение, баллы, награждения (как это понималось во всей системе обучения) были несовместимы с естественным развитием ребенка. Они расценивались как подавление личности и не применялись в школах М. Монтессори. Она писала: « Настоящим наказанием для нормального человека служит сознание потери своей силы. Человек начинает чувствовать настоящую, единственную награду, которая его никогда не обманет: рост своего могущества и свободу своей внутренней жизни». В школах Монтессори допускаются похвала и поощрение учителя, кроме внутреннего удовлетворения, пережитого самим ребенком. А единственное внешнее наказание — отсаживание ученика, мешающего другим, подальше от детей, но так, чтоб он видел товарищей. При этом ребенок берет с собой те предметы, которые ему нравятся. Такой вид наказания всегда, по словам Т. Л. Сухотиной, успокаивал ребенка. Он видел детей, их занятия, учительницу и не волновался. Шалун приучался таким образом понимать и чувствовать преимущество быть в обществе товарищей, что способствовало появлению у него желания делать то же, что и другие дети.
Похожие статьи:
Требования к подбору игрушек
Выбрать игрушку в настоящее время чрезвычайно трудно: наряду с традиционными (куклы, мишки, мячики) появляются новые (динозавры, пауки, покемоны и пр.), невиданные даже самыми молодыми родителями. Как сориентироваться в этом мире продукции? Как оценить их игровой и развивающий потенциал? Как выбрат ...
Динамика уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших
школьников
Целью контрольного эксперимента нашего исследования было определение эффективности разработанной и реализованной на практике экспериментальной работы по трудовому воспитанию младших школьников поликультурного региона в Республике Мордовия. Задачи контрольного эксперимента: - выявление уровня воспит ...
Профессиональные функции педагога
Для приобретения и совершенствования профессиональной умелости и выработки педагогического мастерства учителю необходимо детально представлять себе структуру педагогической деятельности и связанную с ней систему теоретических знаний и практических умений и навыков. Психологические исследования (Н.В ...