Образование: статьи и материалы » Игровые приёмы в обучении младших школьников изобразительной деятельности » Примеры дидактических игр и упражнений для начальной школы

Примеры дидактических игр и упражнений для начальной школы

Страница 1

а) краткая характеристика

Предлагаемые художественно-дидактические игры и упражнения могут быть использованы, прежде всего, на уроке как для повторения закрепления уже имеющихся у детей знаний, так и для постижения нового в области изобразительного искусства.

Дидактическая игра создает условия для развития каждого ребенка, и о результатах познавательно-игровой деятельности можно судить не только тому, правильно ли ребенок выполнил то или другое задание, но и по его интересу к познаваемому материалу, готовности к самостоятельной творческой деятельности и оценка ее результатов. Игра активизирует познавательные процессы и способствует лучшему усвоению эстетических знаний, умений и навыков.

Структура дидактической игры такова: дидактическая задача, игровое действие, правило и результат. Для детей дидактическая задача подается в игровой форме и часто выражена в названии самой игры: например, «Какое дерево лист потеряло?», «Маска, чья ты?». Все структурные компоненты игры взаимосвязаны между собой, а отсутствие основных - игрового действия и правила - превращают игру в дидактическое упражнение. В основе игры - создание новой ситуации. Вначале это может происходить с помощью «оживления» игрушки, от лица которой сообщается игровая задача (например, найти ошибки в рисунке Незнайки), принятия на себя роли художника, мастера по росписи и т.д. В дальнейшем игровая ситуация создается лишь словесным настроем на познавательно-игровую деятельность. После этого работа учащихся освобождает от игрового смысла, чтобы не уводить в сторону от решения дидактической задачи.

При ознакомлении с новым игровым действием возможен пробный ход, в процессе которого учитель знакомит с правилами игры. Чтобы убедиться в том, что дети поняли игровое действие и задачу игры или упражнения, можно допустить умышленную ошибку, тем самым активизировать их мыслительную деятельность.

При разработке содержания и методики проведения игр и упражнений должна учитываться их связь с другими видами ученой деятельности на уроке. Они могут предварять изложение нового материала, организовывать поиск знаний, закреплять пройденное и служить повторением. Следовательно, место их на уроке может быть различным - в начале, в середине, в конце.

Место и роль каждой художественно-дидактической игры или упражнения определяют исходящие из содержания дидактической задачи. Так же продумывается их связь с другими формами учебной работы, возможные варианты усложнения или облегчения игровых задач, органическая взаимосвязь со всеми этапами урока. При этом четко выделяются те новые знания, умения и навыки, творческий опыт, которые нужно сформировать, основываясь на уже имеющихся.I

Главный методический принцип в использовании игр и упражнений -повторяемость игрового действия с различным содержанием как необходимое условие развивающегося эффекта.

Основу художественно-дидактических игр составили настольно-печатные и словесные игры. Все они основаны на принципе наглядности. Поэтому большое внимание нужно уделять оформлению дидактического материала.

Необходимо помнить, что главное условие успеха - это хорошее настроение игроков, их желание включится в игру и в решение учебной задачи, добиться хорошего результата.

б) примеры игр и упражнений

1. Игра-упражнение «Что бывает весной?».

Игра проводится на уроке тематического рисования.

Задача: развивать зрительную память и наблюдательность детей.

Материал: набор карт (репродукций) с изображением признаков разных времен года (например, капель, снегопад, листопад, ледоход на реке, поле цветов, заснеженные деревья, прилет птиц .)

Содержание: Учитель говорит о том, что за окном весна, произошли изменения в природе, жизни людей, животных: «Сейчас проверим, кто из вас самый внимательный и наблюдательный».

Затем учитель показывает карты с изображениями признаков времен года. Когда дети видят признаки весны (капель, ледоход на реке, подснежник, ветка с распускающимися листочками и др.), они должны дружно хлопнуть в ладоши. Кто хлопнул неверно, выбывает из игры. К концу игры остаются самые внимательные и наблюдательные. В честь них может звучать веселая весенняя песенка.

Правило: игра проходит молча. Хлопать в ладоши участники должны только при демонстрации учителем карты с признаком весны.

Подобную игру можно провести на других уроках тематического рисования. Когда дети передают в рисунке, например, признаки осени или зимы.

2. «Новогоднее лото»

Игра проводится перед рисованием с натуры елочных игрушек.

Задача: научить обобщать форму предметов.

Материал: карты с изображением елочных игрушек простой, но выразительно формы; набор с изображением геометрических фигур на каждом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Связная речь и ее особенности
Вопросами развития связной речи дошкольников занимались многие ученые-педагоги. Первым затронул эту проблему К.Д. Ушинский в конце ХIХ века. Он утверждал, что только при правильном обучении речи можно реализовать все другие задачи воспитания и обучения. Однако наибольшего расцвета методика развития ...

Общеразвивающие упражнений в младшей группе
1. На первом этапе обучения дети размещаются на площадке хаотично. Педагог должен помочь найти удобное место тем, кто не умеет делать это самостоятельно. Нужно одновременно видеть всех детей, поэтому воспитатель должен стоять у короткой стороны площадки лицом к детям. В последующем, когда дети стро ...

Особенности восприятия детьми дошкольного возраста с нарушением зрения произведений фольклора
Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок как у детей с нарушением зрения, так и у детей с сохранным развитием играет художественная литература. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ре ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru