Значение изучения грамматики иностранных языков заключается ещё и в том, что оно помогает нам лучше осознать грамматический строй родного языка, развивает логическое мышление, наблюдательность, способность к анализу и обобщению, т.е. в процессе её изучения реализуются развивающие образовательные и воспитательные цели обучения.
В средней школе изучение грамматики не является самоцелью. Обучение грамматике того или иного языка имеет целью научить учащегося правильно говорить и понимать читаемый текст. Это значит, что задачей является не овладение грамматической системой иностранного языка, всеми его формами и конструкциями, а развитие умений и навыков грамматически правильной речи (в рамках школьной программы).
Кроме большого практического значения, обучение грамматики имеет также и образовательное значение. Учащийся улавливает разницу между средствами выражения в родном и в изучаемом языках, что расширяет его лингвистический кругозор. Кроме того, давно замечено, что грамматика развивает логическое мышление, а главное – вырабатывает навыки правильной речи на основе самонаблюдения и самоконтроля.
В школе учащимся даётся грамматический материал в минимальном объёме (грамматический минимум), необходимом для развития умений и навыков речевой деятельности, что и отражено в программе. Особое внимание обращается на умение выбора и употребления материала в устной и письменной речи. Отобранный грамматический материал должен быть достаточным, чтобы обеспечить практическую цель изучения иностранного языка в школе, предусмотренную программой.
Как известно, программа требует создания умений выражать свои мысли и понимать мысли других в устной и письменной форме, но в определённых пределах. В методической литературе была высказана справедливая мысль о том, что в средней школе должны быть заложены основы владения языком, которые дадут возможность дальнейшего «доучивания» после окончания школы, в зависимости от выбора профессии. Завышенный минимум грамматического материала привёл бы к отрицательным результатам, учитывая ограниченное число часов, отведённых на иностранный язык. Возникает вопрос о рациональном отборе этого материала. Принципы отбора грамматического минимума для средней школы разрабатывались советскими учёными. В результате были выработаны следующие категории отбора:
а) частая встречаемость грамматического явления в устной речи и в школьных текстах;
б) возможность формы и конструкции служить образцом для других форм и конструкций;
в) возможность форм и конструкций сочетаться с другими формами и конструкциями;
г) наконец, в грамматический минимум войдут явления типичные для данного языка.
В содержание обучения грамматическому материалу входит следующее:
1. Усвоение грамматических форм, частей речи, их семантики и функций (в рамках школьной программы).
2. Знание правил употребления этих форм в зависимости от ситуации общения и контекста.
3. Развитие умений и навыков в употреблении грамматического материала программы в устных и письменных высказываниях, в частности развитие следующих навыков:
а) выбор структуры типового предложения, адекватной замыслу говорящего и соотносящейся с ситуацией;
б) оформление говорящим отобранных слов для заполнения типового предложения соответственно нормам изучаемого языка;
в) выбор служебных форм и правильное сочетание их со знаменательными словами.
Обучение грамматике в средней школе основано на следующих положениях:
1. Соблюдение связи теории и практики.
2. Рассмотрение грамматического материала программы как ориентировочной основы для речевой деятельности.
3. Разный подход к обучению грамматическому материалу, предназначенному для устной речи и чтению.
4. Коммуникативная направленность упражнений.
Похожие статьи:
Работа воспитателя по патриотическому воспитанию детей
старшего дошкольного возраста. Формы и методы патриотического воспитания
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы: · "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста); · непрерывность и преемствен ...
Программа формирования гражданской культуры будущего учителя
Готовность будущих педагогов осуществлять гражданское воспитание школьников представляет собой психологическое состояние, интегративное качество личности, включающее в себя социальные, нравственные, профессиональные взгляды и гражданские чувства, волевые и интеллектуальные свойства, опыт педагогиче ...
Диктант-игра «Кто больше запомнит»
Для повышения орфографической грамотности учащихся провожу словарный диктант «Кто больше запомнит», предложенный Л.П.Федоренко. Методика его проведения такая; читаю один раз цепочку из 2-3 словарных слов или демонстрирую её на доске в течение 9-15 с. Затем делаю паузу, во время которой дети записыв ...