Образование: статьи и материалы » Обучение детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи словообразованию в повседневной жизнедеятельности » Формирование умения образовывать глаголы детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи в повседневной деятельности

Формирование умения образовывать глаголы детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи в повседневной деятельности

Страница 2

Целенаправленная, систематическая работа по формированию словообразования глаголов осуществлялась с Павлом Г., Михаилом С., Егором К., Ярославом Г., Максимом Л., Алисой К., Даниилом Ю., Никитой К., Риммой Л., Алексеем К В процессе бесед, дидактических игр детей обучали дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида: образованию глаголов совершенного вида с помощью приставок: -с (играть - сыграть, петь — спеть, есть — съесть, делать — сделать),-на (рисовать — нарисовать, колоть — наколоть, писать — написать),-по (обедать — пообедать, сеять — посеять, ужинать — поужинать),-про (читать — прочитать); Во время индивидуальной работы детям Павлу Г., Михаилу С. предлагалось показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается: мыла - вымыла, вешает - повесила, умывается – умылся, рисует – нарисовал, одевается - оделся, прячется - спрятался. Во время подготовки к прогулке учили Даниила Ю., Максима Л. образовывать глаголы несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов - ива -, -ыва -, -ва (застегнуть — застегивать, умыть — умывать, заталкивать — затолкнуть).

Чрезвычайно сложной для детей оказалась игра: «Чем отличаются слова?», которая направлена на обучение дифференциации возвратных и невозвратных глаголов. Экспериментатор просила детей показать на картинках, кто умывает – а кто умывается, кто обувает – а кто обувается. Совместно с детьми делается вывод: умывается, знается, прячется, причесывается, обучается, качается, вытирается обозначают, что человек делает что-то сам с собой. Определяется, какая общая часть слышится в конце этих слов? (ся). Достаточно сложная работа проводилась по обучению дифференциации глаголов с наиболее продуктивными приставками: вмы -, подот -, при -, у -, пере -, за -, от-, на - вы-…В процессе дидактической игры «Чем отличаются слова?» экспериментатор называла слова, обозначающие действия, а дети показывали соответствующую картинку. Речевой материал:

входит - выходит, подходит — отходит,

влетает - вылетает, подлетает—отлетает,

приходит — уходит, насыпает — высыпает.

С большим удовольствием дети играли в лото. Для поддержания интереса к игре и для выполнения дидактических целей были изготовлены яркие, ламинированные карточки с картинками, изображающими действия. Воспитатель называет слова, обозначающие действия, дети закрывают соответствующую картинку фишкой. Для детей успешно участвующих в обучающем эксперименте экспериментатор предлагала детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.

По формированию словоизменения глагола работа проводилась в следующей последовательности: 1.Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени и существительных в числе. 2.Чрезвычайно сложным и до конца нерешенным оказалось обучение детей чередованию звуков в основе (течет - текут, бежит - бегут, печет - пекут, стережет - стерегут, толчет - толкут, стрижет - стригут и др.). В своей речи дети часто неправильно называли слова (течут, бежут, ) и воспитателю приходилось постоянно обращать внимание на речевой образец. 3. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.

Страницы: 1 2 


Похожие статьи:

Изучение деятельности классного руководителя
Деятельность классного руководителя многоаспектна и разнообразна и направлена на работу и с детским коллективом, и с родителями. Важной в этой деятельности является индивидуальная работа с каждым учеником. Существует 4 типа задач, которые решаются классными руководителями в процессе взаимодействия ...

Предложения по воспитанию студентов
Каждый студент должен заниматься самовоспитанием, самообучением, саморазвитием, самоконтролем. Как сказал А.С. Воронин: ”Студент – это пытливый ум, ищущий знания” Студент должен обогащать свою духовную жизнь: посещать театры, музеи, выставки, кино; читать много дополнительной литературы (художестве ...

Воздействие биологических ритмов на физическую работоспособность учащихся среднего школьного возраста
Имея понятия об основных биологических ритмах, можно рассмотреть влияние биологичеких ритмов на физическую работоспособность учащихся средних классов. Окологодовыми (цирканнуальными) называют ритмы, соответствующие смене времен года, т. е, годичные или сезонные, имея в виду, что эти ритмы подобно ц ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru