Теория воспитания изучает задачи, содержание, методы и формы воспитания, а также рассматривает деятельность студенческого коллектива, семьи по вопросам воспитания молодежи.
Воспитание, как и обучение, характеризуется целенаправленностью, организованностью. Это процесс планомерного, систематического руководства развитием личности в соответствии с целями воспитания. Однако воспитание по сравнению с обучением является более широким процессом.
Воспитание далеко выходит за рамки учебного процесса: оно осуществляется в процессе обучения, во внеаудиторной работе, в семье. Воспитывающее влияние оказывают такие факторы, как печать, радио, телевидение, кино, театр, спорт и др. Целенаправленное воспитывающее влияние учебно-воспитательного учреждения переплетается с воздействиями, идущими от социальной среды, от людей, с которыми сталкивается студент в жизни. Если общественные отношения, условия жизни в нашем обществе представляют собой объективные факторы, оказывающие влияние на формирование человека, то система организованных воздействий, исходящих от учебных заведений, преподавателей, — это субъективные факторы. Воздействие их тем более эффективны, чем больше учитываются потребности общества, его интересы, а также закономерности развития человека.
Термин "управление" пришел в педагогику из кибернетики. В настоящее время им часто пользуются, имея в виду целенаправленный, организуемый, управляемый характер воспитания. В то же время на процесс воспитания оказывают влияние стихийные факторы, которые обычно непредвиденны, случайны и возникают в различных условиях. Природа процесса воспитания двойственна, и этим определяется его специфика как объекта управления. Управление в сфере воспитания — эта целая система организаций, несущих ответственность за подготовку подрастающего поколения к труду и жизни. К воспитанию должна быть привлечена широкая общественность.
Управление воспитанием возможно при условии:
знания объекта воспитания, исходного уровня его воспитанности, подготовленности, возрастных и индивидуальных особенностей;
наличия четкой цели, программы, плана и координации воспитательной деятельности каждого под разделения;
обоснованного отбора средств и методов воспитательного воздействия с учетом элементов самоорганизации, самоуправления;
систематической информации о результатах воспитательной деятельности, проявляющихся в изменении сознания и поведения студентов.
В юношеском возрасте повышается роль сознания, успешнее формируются понятия, взгляды, убеждения. Юноши и девушки по-разному реагирует на различные воспитательные воздействия. Поэтому преподаватель должен учитывать их индивидуальные особенности, искать индивидуальные пути воздействия. Поиск эффективных путей воспитательного воздействия во многом зависит от знания преподавателем своих студентов. Это позволяет видеть реальные результаты педагогического воздействия, своевременно обнаруживать пробелы и недостатки в работе, оперативно вносить необходимые коррективы.
Уровень воспитанности не может быть определен по одному какому-то качеству, а характеризуется их комплексом, в целом отражающим отношение к Родине, к ТРУДУ, к учению, к людям и к себе. Воспитанность выступает как средство, обеспечивающее возможность управления воспитательным процессом.
Воспитание — процесс противоречивый. Многие противоречия в воспитательном процессе возникают вследствие того, что идеальный образец поведения не всегда соответствует окружающей студента реальной действительности. Информация о тех или иных нравственных ценностях, поступающая от преподавателя к студенту, неадекватно воспринимается последним. Новые требования преподавателя и коллектива приходят в противоречие со старыми, утвердившимися взглядами и привычками личности. Возможные противоречия требуют вдумчивого подхода к делу воспитания, большого мастерства преподавателя, обоснованного выбора разнообразных средств и методов.
Похожие статьи:
Технология модульного обучения
Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации. Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем: 1. Содержание обучения пре ...
Виды методов активного обучения
При активном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга. Активные методы обучения позволяю ...
Белорусские педагоги XX в. и их исследования в
области обучения и воспитания
В конце 20-х тт. XX в. в Белоруссии назрела необходимость создания специального учреждения, которое бы обеспечивало решение научно-педагогических проблем народного образования. В 1929 г. в Минске открывается НИИ педагогики и педологии. В дальнейшем он неоднократно переименовывался: НИИ коммунистиче ...