Образование: статьи и материалы » Обучение детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи словообразованию в повседневной жизнедеятельности » Обучение способам словообразования детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизнедеятельности

Обучение способам словообразования детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизнедеятельности

Страница 8

Вне занятий не всегда обстановка благоприятна для исправления ошибки.

При исправлении ошибки не следует повторять её, а нужно предложить ребёнку послушать, как надо правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно; пусть ребёнок повторит за воспитателем правильное слово или предложение. После одного замечания, возможно, не станет говорить правильно; языковые привычки создаются в процессе многократного повторения, нужны напоминания, а иногда и специальные упражнения.

В тех случаях, когда какие-либо грамматические ошибки широко распространены в речи детей группы, следует проводить специальные дидактические игры или дидактические упражнения.

Педагог должен дифференцированно подходить к детским грамматическим ошибкам, различая, где ребёнок допустил небрежность, был невнимателен, а где проявил сознательное отношение, но ошибся в силу ограниченности своих познаний и умений. В последнем случае от воспитателя требуется большой такт. Нельзя допустить, чтобы вместе с исправленной ошибкой пропал тот интерес к слову, о котором она свидетельствует.

В методике развития речи разработаны специальные дидактические игры и упражнения, предназначенные для того, чтобы учить детей правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимых для повседневного общения. Например, воспитатель обращает внимание детей на то, что слово хотеть изменяется по-разному в зависимости от того, говорим ли мы об одном человеке или о многих: я хочу, ты хочешь, он хочет, но мы хотим, вы хотите, они хотят. Знакомят дошкольников и с тем, когда правильно употреблять слово одеть, а когда - надеть: одеть - кого? Надеть - что?

Иногда педагогу приходится сталкиваться с влиянием на ребёнка неправильной речи кого-то из его родных («А моя мама говорит: «Склизко». У нас все говорят: «Красивше»). В этом случае воспитатель может поговорить с родителями малыша, убедить их в правильности своих требований, попросить объяснить дочери (сыну), что им в детстве не удалось правильно выучить это слово и теперь они будут учить его вместе и т.д. [5:с. 126] В старшем дошкольном возрасте программа рекомендует знакомить детей с типичными способами словообразования.

Прежде всего, закрепляют полученные на предыдущих возрастных этапах такие грамматические навыки, как навыки образования наименований посуды и детенышей животных и птиц с помощью суффиксов (грачонок – грачата, снегирь – снегирята – один и много, но один птенчик – ласточка, синичка, много – ласточки, синички).

Как любой процесс развития, словообразование не обходится без каких-либо проблем, и ребенок делает ошибки, образуя новые слова. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку усвоить законы образования слов и предупредить нарушение. Используя различные методы дать ребенку знания о том, как образуются слова, как они применяются по смыслу, когда меняется их состав.

Воспитатель вводит в речь детей такие категории слов-действий:

1. Глаголы неопределённой формы в сочетании с другими глаголами, обозначающими: начало действия (Петя начал поправляться; Петя стал выздоравливать),умение (или неумение)(Я умею лепить, но не умею ещё читать), цель (мы едем отдыхать; Петя идёт ловить рыбу), в сочетании со словами надо, можно, нельзя (Надо рано вставать; Нельзя разговаривать; Можно читать).

2. Некоторые глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени с частицей - ся и без неё (Я буду играть.- Я поиграю; Он будет одеваться.- Он оденется; Ты будешь рассказывать.- Ты расскажешь).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Похожие статьи:

Экспериментальное исследование воздействия телевидения на младших школьников
Для накопления эмпирического опыта по данной проблеме были использованы следующие методы: наблюдение за детьми в естественных условиях, интервьюирование, опрос родителей, анкетирование детей. База исследования – средняя общеобразовательная школа № 6 города Бузулука. Часто на переменах в школе, от п ...

Становление методики развития речи детей как науки
Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов – Платона, Аристотеля, Сократа, римского педагога Квинтилиана, в которых упоминается о необходимости развития речи детей и даются некоторые практические советы. Большое внимание уделял развитию речи детей чешски ...

Форматы графических файлов
Знания о форматах записи электронных изображений необходимы при их сохранении, передаче, оптимизации использования в различных проектах и программах. Формат отражает функциональные предназначения графических изображений, а также различные способы сжатия графической информации. При выборе формата за ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru