Формирование грамматических навыков у детей пятого-шестого года жизни происходит как в процессе бытового общения, так и проведении специальных речевых упражнений на предметных занятиях, при работе с картинками. Предложенный для занятий дидактический материал должен способствовать усвоению категорий времени, числа, лица, рода глаголов, практическому использованию в речи глаголов совершенного и несовершенного вида. Чтобы научить детей различать действия, совершающиеся и совершившиеся, необходимо придать им конкретный характер, связав со знакомой ситуацией.
Одной из возможных форм обучения детей употреблению глаголов настоящего и прошедшего времени является занятие, на котором использование той или иной формы глагола соответствует демонстрируемым действиям.
Воспитатель предлагает детям выполнить определенные действия: рисовать, строить, собрать (что-то), одеть, накормить (куклу). Во время выполнения этих действий и после того, как дети закончили их, он ставит вопросы и просит отвечать полными фразами:
- Что ты сейчас делаешь?
- Я рисую самолёт (я строю дом) и т.д.
- Что ты делал?
- Я рисовал самолёт.
- Что ты сделал?
- Я нарисовал самолёт.
При этом надо чётко выделять интонационно вопросы что делал? и что сделал? и добиваться правильных ответов: Что ты делаешь?- Одеваю куклу; Что ты делал?- Одевал куклу; Что ты сделал? Одел куклу.
Таким образом, можно согласиться с О.В. Правдиной, которая считает, что речевое развитие ребенка является последовательным формированием всех указанных закономерностей процесса словообразования.
Похожие статьи:
Как одеться для занятий
Одежда для занятий физкультурой должна быть такой, чтобы не затруднять движений и обеспечивать как можно больший доступ воздуха к кожному покрову тела. Дома и в летнее время на улице дети могут заниматься только в трусиках и босиком, в более прохладное время — в спортивном костюме и легкой, мягкой ...
Содержание труда детей в природе в каждой возрастной группе детского сада
Для определения содержания труда детей в природе я использовала действующую Программу воспитания и обучения детей в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ре ...
Влияние дзюдо на развитие волевой сферы школьников
Дзюдо как вид единоборства предъявляет много специфических требований к психике дзюдоиста, наличию у него определенных волевых качеств. Развитие волевых качеств должно основываться на уверенности дзюдоистов в своих силах, понимании ими реальности воплощения поставленных технико тактических или мора ...