В настоящее время в Республике Беларусь осуществляется трансформирование специального образования, одной из задач которого является приведение специального образования в соответствие с реформой общеобразовательной школы. Одним из основных направлений данной реформы является расширение образовательных структур интегрированного профиля, в том числе создание классов интегрированного обучения.
Практика интегрированного обучения и воспитания различных категорий детей с особенностями психофизического развития в системе специального образования показывает, что в силу своих физических и психологических особенностей дети, занимающиеся в классах интегрированного обучения, с трудом усваивают учебные умения и навыки. У этих ребят недостаточно сформированы эмоционально-волевая сфера, основные интеллектуальные операции: анализ, синтез, обобщение, абстракция, перенос. У них наблюдается неустойчивость памяти, внимания, низкий уровень развития речи, плохо развит фонематический слух; слабо развита моторика, ориентировка в пространстве; снижены работоспособность и познавательная активность. Но эти дети очень хорошо умеют использовать помощь педагога. Они обладают потенциальными возможностями, которые хорошо раскрываются во время индивидуальных занятий и даже во время фронтальной работы.
Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней родителей. Практика показывает, что многие родители не знают, чем занимается с детьми учитель-дефектолог на своих занятиях. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка — важное условие успеха. Главной задачей работы учителя-дефектолога с родителями является формирование у них активной позиции в оказании помощи своему ребенку.
Проблема взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания школьников с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) раскрывается в исследованиях А.Н. Коноплевой, Э.Н. Хотеевой, О.С. Хруль, Л.А. Бондаревич и др. Они подчеркивают важность и значимость активного взаимодействия педагогов с родителями школьника с нарушением развития в построении воспитательной работы, так как именно семья является той естественной средой жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности.
В связи с этим изучение специфики взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания и обучения школьников с ОПФР, систематизация и обобщение имеющихся исследований по данной проблеме представляется весьма актуальным.
Цель исследования: теоретически обосновать условия взаимодействия образовательного учреждения и семьи с учащимися в условиях интегрированного обучения и разработать методические рекомендации по совершенствованию совместной работы школы и семьи.
В соответствии с поставленной целью были определены основные задачи исследования:
1. Дать общую характеристику интегрированного обучения;
2. Охарактеризовать роль семьи в развитии, социализации и воспитании детей с особенностями психофизического развития;
3. Выявить основные формы и методы совместной работы школы и семьи по воспитанию школьников;
4. Разработать предложения по совершенствованию взаимодействия школы и семьи работы в классах интегрированного обучения.
Объект исследования: совместная работа образовательного учреждения и семьи в условиях интегрированного обучения.
Предмет исследования: содержание, организационные формы и методы совместной работы школы и семьи по обучению и воспитанию школьников с ОПФР.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: библиографический поиск, теоретический анализ и обобщение данных литературы в свете проблемы исследования, педагогический эксперимент (констатирующий этап, формирующий и контрольный), качественный и количественный анализ полученных в ходе проведения эксперимента данных.
Структура и объем работы. Курсовая работа представлена на 33 страницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованной литературы (26 наименований) и приложений.
Похожие статьи:
Становление методики развития речи детей как науки
Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов – Платона, Аристотеля, Сократа, римского педагога Квинтилиана, в которых упоминается о необходимости развития речи детей и даются некоторые практические советы. Большое внимание уделял развитию речи детей чешски ...
Языковая адаптация
Понятие адаптации – это процесс, направленный на сохранение гомеостаза (состояния стабильности организма), суть которого в приспособлении организма к условиям среды. Адаптация, в силу своей многоаспектности, является «сквозным» предметом изучения целого ряда наук о человеке – в философии, социологи ...
Реализация условий развития логического мышления у детей младшего школьного
возраста в процессе рисования с натуры
В формирующем эксперименте приняли участие учащиеся экспериментальной группы. На данном этапе эксперимента мы провели работу по развитию логического мышления у младших школьников в процессе рисования с натуры. Задачами развития логического мышления младших школьников в процессе рисования с натуры м ...