Н.Е. Щурова подчеркивает, что современный подход к организации взаимоотношений школы и семьи в формировании личности ребенка предполагает ориентацию на принципы сотрудничества и взаимодействия.
Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
М.И. Рожков отмечает, что взаимодействие школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:
- единым объектом (субъектом) воспитания;
- общими целями и задачами воспитания детей;
- возможностью всестороннего изучения детей и координации влияний на их развитие;
- необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;
- возможностью объединения усилий школы и семьи в решении проблем ребенка;
- возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.
И.Н. Батура указывает, что сотрудничество и взаимодействие учреждения образования и семьи в формировании личности школьников строится на следующих основных положениях:
единство в работе школы и семьи в воспитании детей. Оно достигается в том случае, когда цели и задачи воспитания хорошо известны и понятны педагогам, и родителям, когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приемами воспитания и в известной мере овладели ими;
взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как учителей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в учреждении образования;
изучение лучшего опыта воспитания в семье, пропаганда его среди родителей, использование в работе школы положительных методов семейного воспитания;
использование разнообразных форм работы учреждения образования с семьей в их взаимосвязи, когда индивидуальные и коллективные формы работы с родителями дополняют друг друга;
систематическое по определенному плану осуществление связей школы с родителями в течение всего года с учетом задач и содержания воспитания детей каждого конкретного возраста;
привлечение актива родителей, общественности к деятельности школы, работе с семьями по воспитанию школьников.
Совершенствование работы с семьей признано важным направлением работы учреждений образования. Это предполагает, по мнению Л. Макрушиной, включение родителей в учебно-воспитательный процесс в качестве наблюдателей, добровольных помощников, сотрудников; организацию различных форм содействия семье в формировании личности ребенка; развитие сети оздоровительных и образовательных услуг на дому.
Содержание работы педагога с родителями включает три основных блока: повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управлении школой. Каждый блок можно представить как систему форм и видов деятельности.
Таким образом, основой взаимодействия школы и семьи является общая цель — обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей.
Идея партнерства родителей и педагогов-дефектологов в воспитании и обучении детей с особенностями психофизического развития находит отражение в ряде нормативно-правовых документов. Так, в Законе Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» отмечается, что одним из направлений государственной политики в сфере образования является социально-психологическая поддержка семей, воспитывающих лиц с особенностями психофизического развития. В статье 14 указывается на то, что родители могут участвовать в разработке и реализации индивидуальных образовательных и коррекционных программ, присутствовать и участвовать в коррекционных занятиях, получать консультации по вопросам обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития. Важнейшей задачей учреждений образования является создание коллектива единомышленников — педагогов и родителей.
Содержание работы педагога с родителями включает три основных блока: повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управлении учреждением образования.
В.А. Шинкаренко подчеркивает, что содержание работы с родителями детей с ОПФР включает ряд направлений:
• укрепление здоровья, совершенствование физического развития детей, преодоление отклонений, связанных с нарушениями развития;
• нравственное воспитание детей, ознакомление их с общечеловеческими ценностями, нормами общения между людьми, критериями оценки человеческих поступков;
• изучение условий пребывания ребенка в семье, психолого-педагогическая коррекция внутрисемейных отношений;
Похожие статьи:
Идея народности в аксиологическом воспитании детей
Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относятся ко всем другим народам. Вместе с тем они предпо ...
Развитие способностей ребенка в младшем школьном возрасте
Рассмотрев в предыдущем параграфе условия перехода природных задатков в способности, необходимо развить следующий на наш взгляд аспект этой проблемы как характеристика механизма развития творческих способностей младших школьников. В результате экспериментальных исследований среди способностей лично ...
Экспериментальное исследование по проблеме развития эмоциональной сферы детей
старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки
Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейш ...