К проблемам первостепенной важности в любом обществе относится изучение особенностей социализации полноценно функционирующей личности. Социализация представляет собой одновременно и процесс, и механизм, и результат усвоения человеком культуры. В процессе социализации происходит формирование личности.
Развитие человека как личности происходит в общем контексте его жизненного пути, который определяется как история формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Личностное развитие ребенка как процесс «социализации индивида» осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, в определенных социально-политических, экономических условиях региона, страны, в этносоциокультурных традициях того народа, представителем которого он является. Согласно А.В. Петровскому, сама социальная среда, может быть стабильной или изменяющейся, что означает относительную стабильность и изменения в той социальной общности, в которой находится ребенок .
По мнению ученых, усложняется и сам процесс социализации, идущий под влиянием и во взаимодействии человека с многообразными факторами, функции и значимость которых в целом и на различных этапах становления личности не только взаимодополняемы и симбиотичны, но и часто противоречивы.
Как в отечественной науке, так и за рубежом накоплен фундаментальный психолого-педагогический материал, касающийся различных аспектов социализации ребенка, его социального развития и становления как индивидуального субъекта общественных отношений (Г.М. Андреева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский и др.). При этом одной из характеристик современного этапа развития психологической науки является устойчивая тенденция к изучению социально-психологических факторов социализации, которые способны оказывать непосредственное влияние на воспитание и развитие личности ребенка (С.А. Беличева, В.Г. Крысько, Д. Майерс, А.Н. Сухов и др.). Так, психологические исследования И.С. Кона, А.В. Мудрика, В.С. Мухиной и других ученых связаны с изучением региональных и этнических факторов социализации подрастающего поколения.
На сегодняшний день актуальными являются вопросы, связанные с особенностями развития и формирования личности в конкретных социокультурных условиях. К ним относится и проблема малого города и его социализирующего потенциала. В отечественной науке долгое время не уделялось должного внимания изучению малых городов и их социально-психологической специфике, а известные на настоящий момент немногочисленные исследования малых городов касаются в большей степени географических, экономических или статистико-демографических вопросов. И лишь в последние годы появилось несколько исследовательских трудов (авторами которых являются, как правило, работники управленческой, социальной и образовательной сфер, т.е. специалисты-практики, непосредственно участвующие в разрешении многочисленных проблем социального комплекса на местах) в которых, однако, не всегда усматривается опора на понимание самого малого города как особой, уникальной, среды.
Как справедливо отмечает М.В. Никитский, остается не исследованными социализирующие возможности малого города, эффективные социально-психологические и педагогические условия повышения позитивности социализации детей и подростков. Безусловно, все эти исследовательские пробелы препятствуют осуществлению успешной социализации учащихся в малом городе .
Похожие статьи:
Управление коллективом в детско-юношеском спорте
Коллектив в детско-юношеском спорте является уникальной общностью, обладающей рядом специфических черт, но подчиняющаяся и общим педагогическим теоретическим правилам. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов: 1. социально-психологическая адапт ...
Идея народности в аксиологическом воспитании детей
Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относятся ко всем другим народам. Вместе с тем они предпо ...
Развитие эстетического восприятия, чувства и представлений
детей
Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, ...