Современный этап развития общества характеризуется интенсивностью и глубиной информатизации всех его институтов. Существенную роль в этом процессе играет информатизация системы образования, которая осуществляет формирование и становление членов этого общества. Сегодня очевидно, что переход образования на качественно новый уровень, соответствующий одной из главных задач российского общества - воспроизводству конкурентоспособного кадрового потенциала, происходит не везде и не сразу, а только тогда, когда образовательное учреждение в качестве ядра концепции своего развития принимает процесс информатизации всего образовательного пространства и формирования информационной культуры.
Говоря о конкурентоспособном ученике в условиях информационного общества, все подчеркивают, что современный ученик должен уметь эффективно работать с информацией, создавать новую в различных доступных для восприятия формах и видах, значимую для других. Вырабатывать у себя тонкий информационный вкус: умение отделять полезное от бесполезного, более ценное от менее ценного, избегать недоброкачественной информации, неполной, недостоверной и устаревшей. При обучении большое значение имеют демонстрации на компьютере разнообразных продуктов компьютерной графики: красочных рисунков, схем, чертежей, диаграмм, образцов анимационной и трехмерной графики. Поэтому, умение работать с компьютерной графикой является неотъемлемой частью информационной грамотности любого человека. Это подтверждается практической востребованностью этого умения: во многих объявлениях о приеме на работу, содержащих требование уметь работать на персональном компьютере, предполагается умение работать не только с текстовыми документами, но и с графическими объектами. Данная ситуация привела к изменению социального заказа общества школе: необходим качественно новый подход к изучению темы "Компьютерная графика". Однако отведенное нормативными документами учебное время на освоение содержания темы "Компьютерная графика" недопустимо мало. Являясь элементом содержания большого раздела школьной информатики "Информационные технологии", компьютерная графика представлена в основном простейшими программными средствами обработки объектов растровой графики. Большое многообразие профессиональных программных средств обработки объектов растровой и векторной графики ставит перед учителем сложные задачи, связанные в первую очередь с необходимостью обоснованного выбора конкретного программного средства, а также с разработкой методики обучения растровой графике. Существующие учебные пособия либо не затрагивают данное содержание совсем, либо предлагают простейший материал, не позволяющий сформировать у учащихся целостного представления о технологии обработки объектов растровой и векторной графики. Здесь на смену к традиционным урокам могут прийти мультимедиа технологии, которые позволяют повысить интерес учащихся к обучению, тем самым поднять качество их знаний. Когнитивный процесс с использованием современных компьютерных технологий неуклонно становится в передовых учебных заведениях новым образовательным стандартом. Внедрение в учебный процесс компьютерных обучающе-контролирующих систем, обладающих в силу своей интерактивности мощными возможностями ветвления процесса познания и позволяющих обучаемому субъекту прямо включиться в интересующую его тему - это один из наиболее действенных способов повышения эффективности обучения.
Одной из эффективных компьютерных дидактических программ является учебно-методический комплекс, который разрабатываются на основе мультимедиа-технологий.
Мультимедийные технологии предоставляют новые возможности создания электронных изданий в виде виртуальной реальности в условиях интерактивного режима взаимодействия пользователя с программно-информационной средой. При этом пользователь может выступать не только в качестве пассивного читателя или наблюдателя, но и принимать активное участие в разворачивающихся событиях. Этот режим взаимодействия с электронным изданием распространяется на многие области: всевозможные игры; моделирование различных процессов в условном масштабе времени; создание, обработка и воспроизведение динамических изображений в реальном масштабе времени; применение двух - и трехмерной анимации, видео и звука.
Анализируя рынок образовательных услуг и актуальность изучения компьютерной графики мы пришли к выводу, что тема "Электронный учебно-методический комплекс "Компьютерная графика" в курсе информатики" является актуальной для выпускной квалификационной работы.
Степень разработанности темы. Психолого-педагогические аспекты формирования навыков работы с графической информацией и их применения в образовании разрабатывались как отечественными (Л.А. Залогова, Л.И. Стрелкова, К.Ю. Поляков), так и зарубежными (A. M. Тайц, В. Рейнбоу, К. Айсманн) учеными, методистами, учителями-предметниками.
Целью данной работы является изучение возможности использования электронного учебно-методического комплекса "Компьютерная графика" в курсе информатики в процессе изучения информатики в средней школе.
Для достижения цели работы определились следующие задачи:
проанализировать современное состояние изучения компьютерной графики в средней школе;
выявить наиболее эффективные инструментальные средства изучения компьютерной графики;
изучить теоретическую базу построения электронного учебно-методического комплекса;
разработать электронный учебно-методический комплекс и внедрить его в учебный процесс.
Объект и предмет работы. Объект - процесс обучения компьютерной графике в курсе информатики в средней школе. Предмет работы - электронный учебно-методический комплекс как средство изучения компьютерной графики.
Методы исследования. В ходе выполнения работы применялись различные методы исследования: анализ, синтез и системный подход к исследованию объектов, процессов и явлений.
Эмпирические источники - результаты собственного исследования проводившегося на 4 и 5 курсах в период учебной и педагогической практик на базе школы № 10 и школы № 22 г. Нижнекамска.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены на Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Наука и молодежь в начале нового столетия" 12-13 апреля 2008 г. в БГТУ им. Шухова, г. Губкин, Белгородская область (заочное участие), межвузовской студенческой конференции "Актуальность проблемы современного Российского общества роль образования в их разрешении" 14 апреля 2008 г. в НМИ, г. Нижнекамск (заочное участие).
Научная и практическая ценность работы. Разработанный электронный учебно-методический комплекс, можно порекомендовать учителям-предметникам для изучения раздела "Компьютерная графика". ЭУМК поможет при знакомстве с теоретическими основами компьютерной графики и при обучении простейшим приемам создания, коррекции и оптимизации графических изображений.
Положения, выносимые на защиту
Изучению раздела "Компьютерная графика" в курсе информатики необходимо уделить большое внимание, так как применение компьютерной графики способствует развитию таких важных для специалиста любой деятельности качеств, как интуиция, творческое образное мышление, необходимых для самореализации личности в познании, труде, научной, художественной и других видах деятельности.
Применение ЭУМК в учебном процессе повышает качество обучения.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Похожие статьи:
Основы рисунка в содержании подготовки будущих дизайнеров
Профессиональная деятельность дизайнера во многом связана с умением разработки форм промышленных изделий и организацией пространства средствами графического изображения и основным показателем компетентности является знание законов различных видов перспектив применяемые в разработке проектов и профе ...
Что такое задача, классы, виды и этапы решения задач
Отношение к решению задач в преподавании физики резко отличалось в дореволюционной школе и в современной. Вследствие существовавшего в школе начала 20 века разрыва между теорией и практикой, преподаватели в общей своей массе не уделяли внимания решению задач по физике, а учащиеся не стремились прим ...
Просвещение в Западной европе периода Средневековья
В 476 г. под натиском германских племен пала Римская (Западная) империя. Эта дата - точка отсчета европейского Средневековья, которое завершилось в XVII в. В ту эпоху действовали факторы, которые цементировали европейское средневековое общество и определяли специфику школы и воспитания. Первым - и ...