История влияния семьи на воспитания ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, эта проблема волновала умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо… Список поистине неисчерпаем. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием. Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. Русский писатель и просветитель Н. И. Новиков в 1783г. в трактате « О воспитании и наставлении детей» писал: « Воспитание детей твоих счастливыми людьми и полезными гражданами и есть главная цель воспитания».
Многие исследователи занимались проблемой воспитания родителей в XIX и XX веке. Среди них: Ю.Хямяляйнен, Е.М Неклер, М.Фин, Дж.Лэмм, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, А.С.Макаренко, Т.Куликова, Е.Арнаутова.
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В Законе « Об образовании сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, и дошкольные учреждения создаются им в помощь. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверия.
Сейчас разрабатываются новые технологии, новые формы взаимодействия ДОУ с семьями. Одна из таких новых форм – газета для родителей. Газета для родителей не главный, но важный компонент взаимодействия. Она и способ педагогического информирования семьи, и форма взаимодействия педагогов с родителями, и средство развития творческих способностей воспитателей. Несмотря на видимые достоинства, газета для родителей не стала популярной формой взаимодействия ДОУ и семьи в массовой практике. Мы предприняли попытку выяснить, почему так происходит, какова технология подготовки и выпуска газеты, её эффективность.
Объект исследования: родители детей и воспитатели.
Предмет исследования: родительская газета, как форма взаимодействия педагогов и родителей детей.
Цель исследования: изучение опыта выпуска родительских газет в ДОУ № 57, освоение технологии выпуска родительских газет, распространение опыта.
Задачи исследования:
На основе изучения теоретической литературы по проблеме работы ДОУ с родителями, проследить историю использования родительской газеты как формы взаимодействия ДОУ и семьи и определить её роль и место среди других форм работы.
Освоить технологию отбора содержания, структурирования его и оформление газеты.
Выявить эффективность родительской газеты, как формы взаимодействия ДОУ и семьи.
Найти способы распространения опыта.
Методы исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия педагогов и родителей (конспектирование, составление картотеки, аннотаций, выписок);
Анкетирование родителей, анализ результатов.
Практическая работа по подготовке и выпуску четырех номеров газеты «Дружная семейка»;
Беседа с родителями, воспитателями.
Гипотеза:
Газета для родителей станет эффективной формой взаимодействия ДОУ и семьи, если:
Содержание газеты обеспечит психолого-педагогическое информирование родителей о развитии их детей;
В газете будут публиковаться высказывания детей, описание возникающих в группе педагогических ситуаций и их анализ;
Каждый номер будет включать советы психолога, заметки родителей, рекомендации специалистов, работающих с детьми;
В ДОУ будет человек, специально отвечающий за подготовку и выпуск газет.
Теоретической основой исследования стали положения Концепции дошкольного воспитания о необходимости гуманного личностно ориентированного подхода к воспитанию детей и о значимости взаимодействия ДОУ с семьями дошкольников как равноправных партнеров в процессе воспитания.
В работе использованы последние исследования по данной проблеме, проведенные в Центре «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца ( Е.П. Арнаутова, Т.В. Антонова), изучались работы ученых института развития дошкольного образования РАО (А.Д. Кошелева, М.Ю. Медведева, В.Т. Кудрявцев).
Базой исследования был МДОУ ЦРР д/с №57 г. Белгорода.
Похожие статьи:
Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
Процесс обучения учащихся в школе протекает под руководством учителя. Назначение его деятельности в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Управление процессом обучения предполагает прохождение определённых этапов в соответствии с заданной структурой педагогическо ...
Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного
возраста
Методы коррекции находятся в прямой зависимости от характера педагогической запущенности, уровня воспитанности ребенка целом, воспитательных возможностей школы и семьи, конкретного поведения, его образа жизни и окружения. Методы коррекции, в конечном счете, всегда связаны с методами воспитания. Нап ...
Проведение
опытно-эмпирической работы по формированию игровых умений у детей-дошкольников
в условиях учреждения закрытого типа по методике Н.Я. Михайленко
Опытно-эмпирическая работа проводилась на базе детского дома №1 «Родничок». В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте от 6 до 7 лет. Опытно-эмпирическая работа проходила в несколько этапов. На первом этапе мы провели сравнительное наблюдение сформированности социальной компетентности в и ...