Л.Н.Толстой считал, что "недопустимо разделять воспитание и образование". "И воспитание, и образование, - писал он, - нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно". Много ценных мыслей высказал он по вопросам методики обучения. При выборе методов обучения советовал исходить из отношения учеников к тому или другому методу: "Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики". Особое место отводил "живому слову учителя" (рассказ, беседа), а также экскурсиям. В обучении грамоте Л.Н.Толстой защищал свой метод, при котором согласные буквы назывались с приставкой гласного звука "е" (бе, ве, ге и т.д.), считая его наиболее легким и обеспечивающим быстрое овладение детьми техникой чтения.
Большое значение придавал Л.Н.Толстой развитию творчества детей, В связи с этим рекомендовал давать учащимся самостоятельную работу по написанию сочинений на различные темы. В статье "Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?" он художественно описывает процесс написания учениками коллективного классного сочинения. Советовал вести преподавание так, чтобы все учащиеся успевали. В методическом приложении к "Азбуке" Л.Н.Толстой перечисляет условия, при соблюдении которых будет достигнуто успешное обучение: а) если ученику не говорят о том, чего он не может знать и понять, а также о том, что он хорошо уже знает; б) если ученик не стыдится учителя и товарищей, а между ними существуют простые естественные отношения; в) если ученик не боится наказаний за непонимание, если ум ученика не переутомляется и каждый урок посилен ему.
Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Был крупным общественным деятелем, создателем вольных высших педагогических учебных заведений. Свою профессорскую деятельность начал в конце 60-х гг. в Казанском университете, но вскоре за смелую статью, разоблачавшую злоупотребления в университете, был уволен и отдан под надзор полиции. В 1893 г. П.Ф.Лесгафт организовал в Петербурге Курсы воспитательниц и руководительниц физического воспитания. Эти курсы дали России многих женщин-педагогов, получивших название "лесгафтичек". П.Ф.Лесгафт внес большой вклад в педагогику, разработав теорию "физического воспитания". Свои взгляды по этому вопросу он изложил в двухтомной работе "Руководство к физическому образованию детей школьного возраста". В физическом воспитании педагог видел одно из важнейших средств всестороннего развития человека и считал, что оно находится в теснейшей связи с умственным воспитанием.
Большой интерес для педагогики представляет "теория семейного воспитания" П.Ф.Лесгафта, которую он изложил в работе "Семейное воспитание ребенка и его значение". В ней он вскрыл типичные для его времени недостатки семейного воспитания, губительно сказывающиеся на детях. Например, П.Ф.Лесгафт указывал, что существуют нормальные раздражители, которые способствуют возбуждению физической и умственной деятельности человека. Но обычно ребенка приучают к прибавочным или искусственным раздражителям (качают, пеленают, закармливают сладостями, заласкивают, культивируют тщеславие, играют на детском честолюбии), чем понижают нормальную чувствительность его нервной системы. И тогда, чтобы добиться должной реакции, прибегают к усиленным раздражителям. "Сначала, - говорит он, - конфетка, потом конфетка с ромом, потом ром с конфеткой и, наконец, чистый ром". П.Ф.Лесгафт считал, что в семье следует с уважением относиться к личности ребенка, признавать за ним право на свободную разумную деятельность. Действия родителей должны быть строго продуманными. Важно сформировать у детей навыки спокойного и дисциплинированного поведения, развить сознательное отношение к своим поступкам, волю и умение преодолевать трудности.
Похожие статьи:
Последствия неэффективного взаимодействия педагога с учащимися
Самая распространенная и типичная ошибка учителей – неумение разглядеть глубинные свойства, ядро личности старшеклассника, оценка его по каким-то усредненным, формальным и внешним показателям, таким, как внешняя дисциплинированность и учебная успеваемость. Успеваемость мало говорит о характере юнош ...
История развития школьного образования
Шко́ла (от греч. σχολή, scholē) — учебное заведение (иначе — образовательное учреждение) начального, основного и полного среднего образования. В русском языке наименование «школа» относится также и иногда к высшему профессиональному образовательному учреждению (на ...
Описание работы по формированию трудовых умений в ходе выполнения поручений
Свою работу мы начали с планирования воспитательно-образовательной работы. Все виды поручений по всем видам деятельности мы распределили на месяц. В течение учебного года мы старались придерживаться нашего плана работы, так как формирование умений – процесс постепенный, не допускающий авралов. Так ...