Образование: статьи и материалы » Развитие педагогической мысли в России и Беларуси » Классики российской педагогики XIX в. и их вклад в развитие педагогической науки

Классики российской педагогики XIX в. и их вклад в развитие педагогической науки

Страница 2

В это же время К.Д.Ушинским была составлена хрестоматия по русскому языку "Детский мир" (1861) в двух частях для преподавания в младших классах. В 1860-1861 гг. К.Д.Ушинский редактировал "Журнал Министерства народного просвещения". Он совершенно изменил его программу, превратив малоинтересный официальный ведомственный орган в научно-педагогический журнал. В эти годы он поместил в нем свои статьи "Труд в его психическом и воспитательном значении", "Родное слово", "Проект учительской семинарии".

Короткий период либеральных веяний в правительственных кругах скоро сменился реакцией. Против К.Д.Ушинского выступила начальница института, священник и уволенные им учителя, обвинив его в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности. К.Д.Ушинский был уволен из Смольного института. Царское правительство, чтобы завуалировать незаконное отстранение К.Д.Ушинского от работы, направило его в длительную командировку за границу для изучения женского образования за рубежом. В середине мая 1862 г. К.Д.Ушинский переезжает с семьей за границу, а в августе уже приступает к выполнению задания: в Берне посещает женское училище Фрелиха, знакомится с учительской семинарией Рюга в Мюнхене, изучает работу женского городского училища в Цюрихе. По продлении командировки в 1863 г. знакомится с высшими женскими школами и сиротским домом в Карлсруэ, изучает постановку воспитания и обучения в женском и мужском институтах в Корнтале, осматривает женскую семинарию в Людвигсбурге. В поездке по Швейцарии изучает постановку начального обучения. Итоги своей работы он отразил в заметках "Отчет командированного для осмотра заграничных женских учебных заведений коллежского советника К.Д.Ушинского" и письмах "Педагогическая поездка по Швейцарии".

Во время пребывания за границей К.Д.Ушинский работает над составлением книги для классного чтения "Родное слово" и методического руководства к ней, готовит к печати два тома своего главного психолого-педагогического труда "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" и собирает материал для третьего тома. После возвращения в Россию (1867) прожил недолго: умер 22 декабря 1870 г., похоронен в Киеве па территории Выдубецкого монастыря. В чем же конкретно выражается педагогическое наследие К.Д.Ушинского?

К.Д.Ушинский первым среди русских педагогов предпринял попытку суммировать научные знания о человеке, исходя из признания взаимосвязи педагогики с данными антропологических наук (науки о происхождении и эволюции человека), к которым он относил анатомию, физиологию, психологию человека, логику, философию, географию, статистику, политическую экономию, историю. В этих пауках, считал К.Д.Ушинский, обнаруживается совокупность "свойств предмета воспитания, то есть человека" На особое место в числе указанных наук ставилась психология. При этом К.Д.Ушинский разделял тезис других ученых о первостепенности внешнего воздействия в развитии психики и человека в целом. Ученый осознавал необходимость философского осмысления педагогики: "Основанием воспитания должна служить и руководить философская идея". К.Д.Ушинский принадлежит к числу тех великих педагогов, кто не только заявил о существовании закономерностей воспитания, но и попытался объяснить их. Знание законов воспитания ставилось в зависимость от познания человека во всех его проявлениях: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях".

Идея общественного смысла воспитания ярко проявляется у К.Д.Ушинского в принципе народности. Это стержень его педагогической концепции. В наиболее общем виде идея народности означала для педагога объективную потребность каждого народа в собственной системе обучения и воспитания со своими отличительными национальными чертами и творческими проявлениями: "Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах ." В русской школе принцип народности, по мнению К.Д.Ушинского, должен быть реализован через идею патриотизма русского народа и приоритет родного языка как предмета школьного образования. Не менее важное место в трактовке принципа народности педагог отводит идее труда как ведупцего фактора развития личности. В подготовке ребенка к трудовой деятельности он видел вхождение в народную жизнь: "Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой - внушить ему неутолимую жажду труда".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Учебный блок по теме «Использование масок в IP-сетях
Традиционная схема деления IP-адреса на номер сети и номер узла основана на понятии класса, который определяется значениями нескольких первых бит адреса. Именно потому, что первый байт адреса 185.23.44.206 попадает в диапазон 128-191, мы можем сказать, что этот адрес относится к классу В, а значит, ...

Правила записи общеразвивающих упражнений
Одинаковые по названию упражнения могут иметь разную структуру. Например, "поднимание рук вверх" можно выполнять одним широким махом через стороны. Можно делать это с промежуточной остановкой в положении "руки в стороны". Можно поднять руки одним махом, а опускать с промежуточно ...

Смена концептуальных приоритетов в историческом образовании в 1990-х - начале XXI в
Народная мудрость гласит, что любая держава черпает свои силы в образованности и просвещенности общества, а это значит, что государство и общество должны быть «развернуты» к человеку, его личности и культуре, общественному бытию и сознанию, к тому, что определяется понятием «гуманитарность». Ни как ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru