Образование: статьи и материалы » Интерактивные методы профориентационной работы с молодежью » Понятие профориентационного тренинга

Понятие профориентационного тренинга

Страница 1

В настоящее время тренинг очень активно используется в психокоррекции, в психотерапии и в обучении. Подобная широта охвата влечет за собой трудности в определении данного понятия. В отечественной науке тренинг понимают и как группу методов развития способностей к обучению, и как средство развития компетентности в общении, и как метод группового консультирования и т.д.

В профориентации под тренингом понимается «совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, обучение и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений». Профориентационный тренинг существенно облегчает и ускоряет процесс овладения профессионально значимыми знаниями, умениями, навыками, которые необходимы для выбора будущей профессии, а также создает возможности для полного самопознания и самоопределения.

Интерактивные технологии уже давно показали свою эффективность в профориентации. Однако их совершенствоваие и использование сталкивается с проблемой переосмысления целей, ради достижения которых применяются активные методы профессионального и личностного самоопределения.

Еще в 80-е и в начале 90-х годов использование игровых и тренинговых технологий было нередко связано с «самоутверждением самой профориентации в общественном сознании», когда обществу требовалось показать, что профориентация это интересно и увлекательно. Это часто превращало профориентационные занятия и консультации в «веселое и увлекательное времяпрепровождение».

Сегодня в обществе и в сфере образования вновь возник интерес к профориентации. Однако задачи, для решения которых, собственно, и необходима профориентация, – совершенно иные. Сейчас появляется возможность проводить профориентационную работу более содержательно и смело. Соответственно, меняется и смысл использования активизирующих, в том числе и тренинговых технологий. Поэтому важно разобраться в причинах, активизирующих молодежь в профессиональном выборе.

Но для достижения необходимого результата немаловажны цели, которые ставят перед собой молодые люди, участвующие в тренинге. В каждом тренинге выделяют три группы целей: личные, общие и универсальные.

Личные цели участника могут быть изначально далеки от направленности тренинга, но в ходе работы намерения участника могут расшириться или трансформироваться. Помочь ему в этом могут активное участие в упражнениях, обсуждение и обратная связь как от самого тренера, так и от других членов группы.

Общие цели изначально формулируются тренером. В профориентационном тренинге выделяются такие общие цели как:

Развитие навыков саморегуляции, самоанализа

Повышение коммуникативной компетентности

Приобретение новых умений в профессиональной сфере

Совершенствование профессиональных навыков

Развитие социальной перцептии

Характерологические изменения личности

Личностный рост и др.

По мнению К. Рудестама, роль цели возрастает, когда функция группы направлена на решение проблемы, а менее значима она в группах личностного роста; но во всех случаях она присутствует.

К универсальным целям, которые характерны для всех видов тренингов, относятся:

Выявление проблем каждого участника и помощь ему в осознании своего состояния

Улучшение субъективного самочувствия участников группы

Повышение адекватной адаптации участников тренинга в социуме за счет выявления ими на собственном опыте закономерностей межличностного взаимодействия

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Виды воспитания
С содержательной точки зрения воспитание классифицируется по-разному. Наиболее обобщенная классификация включает в себя: умственное; трудовое; физическое воспитание. Часто, принимая во внимание аспекты воспитательного процесса, называют (в различных сочетаниях) идейно-политическое, военно-патриотич ...

Сущностные характеристики, функции и уровни гражданской культуры
Гражданское общество имеет место при индивиде такой степени развития, что мы называем личностью в социальном смысле, самостью в философском и «Я» - в психологическом, что предполагает полную самостоятельность при включении в тот или иной институт гражданского общества. Речь идет о социокультурном п ...

Разработка учебно-методического материала при формировании лексической компетенции на основе фразеологических единиц
Практические цели изучения лексики и фразеологии - формирование учебно-языковых лексикологических и фразеологических умений - способствует созданию предпосылок для работы по английскому языку в различных направлениях: по орфографии и грамматике, по обогащению словарного запаса учащихся. Знакомство ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru