Попадая в новую ситуацию, дети как бы заново начинают осваивать правила взаимоотношений, затрудняются в выборе способа сотрудничества, общения, и кажется, что уже усвоенное правило вдруг перестает регулировать поведение. Это явление связано с неумением воспринимать правило как обобщенную форму, т. е. понимать его объективный смысл. Однако накопление единичных фактов – необходимый этап в усвоении нравственной нормы, так как оно начинается не с осознания, а с практики поведения. Подражая взрослому или следуя его указанию, ребенок поступает в соответствии с нормой и лишь затем начинает осознавать ее.
Психологи отмечают, что в дошкольном возрасте дети, усвоив какое-то правило, способны его «отстаивать и защищать», требовать его соблюдения от сверстников (хотя сами могут его нарушать). В старшем дошкольном возрасте у детей формируется более гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одного и того же правила в разных ситуациях, видеть противоречивость некоторых правил: всегда ли нужно помогать товарищу, всегда ли виноват тот, кто подрался, всегда ли жалоба воспитателю является ябедничеством и т. д.
Очень важно, чтобы дети разумно и даже творчески подходили к следованию правилу и норме. Императивная функция нормы должна с самого начала выступать не как догма, а как необходимое, осознанно принимаемое условие. В этой связи чрезвычайно интересна точка зрения Н. Н. Поддьякова о социальном экспериментировании детей. Ученый доказывает, что при усвоении правил и норм поведения и взаимоотношений дети с большим интересом и продуктивно проводят собственные эксперименты на социальных, моральных явлениях. Экспериментирование придает процессу усвоения норм творческий и осознанный характер.
Необходимым условием успешного усвоения нравственных норм и в старшем дошкольном возрасте является организация практики поведения. Имеются в виду упражнения, совместная деятельность, где приобретаемые правила могли бы при соответствующих условиях превращаться в норму поведения каждого ребенка и всей группы.
В старшей группе начинается работа по ознакомлению детей с важностью послушания родителям, преданностью, отзывчивостью и взаимопомощью. С этой целью воспитатель проводит серию этических бесед, в процессе которых обсуждаются правила поведения и взаимоотношений. Воспитатель подчеркивает гуманность устанавливаемых детьми правил: не обижать слабых, помогать друг другу, всегда говорить друг другу правду и др. Важно донести до детей истину о том, как необходимо помогать друг другу, как много значит правда в дружбе. Ребенок должен быть заинтересован следовать нравственным нормам, ведь это залог успеха отношений со взрослыми, родителями и сверстниками.
Необходимо учитывать и тот факт, что зачастую слепые и слабовидящие дети при неправильном воспитании проявляют недоверчивость и даже враждебность по отношению к другим людям из-за недостаточного понимания мотивов их поступков, читая детям нравственно-поучительные фольклорные сказки нужно обратить внимание детей на то, что доброжелательность очень важна чтобы подружиться, а доверие является главным для дружбы. Следует в каждом конкретном случае применять наиболее эффективные средства воздействия. В развитии личности слепых и слабовидящих детей есть особенности, которые вызывают свои трудности в нравственном воспитании. Ограниченность чувственного опыта в связи с нарушением зрения, компенсаторное (а при неправильном обучении - гипертрофированное) развитие словесно-логического мышления, без достаточного для данного возраста знакомства с предметным миром, с конкретной действительностью, ведет к вербализму и чисто словесному знанию жизни. Ребенок с нарушенным зрением в процессе общения может неверно воспринять реакцию других на его поведение, что вызывает неправильное отношение к людям, событиям и своим поступкам. Многим детям с нарушениями зрения свойственна бесцеремонность в установлении оперативных контактов со старшими, а читая сказку ребенок поймет, сто старших нужно уважать. Дети могут настойчиво требовать общения, бестактно прерывая разговор старших. Такое поведение, не соответствует ее нравственным требованиям. А.Г.Литвак, Л.И.Солнцева и другие тифлопедагоги выделяют среди особенностей духовно-нравственных качеств дошкольников с нарушениями зрения трудности понимания ими чувств и поступков людей, окружающих событий, сложности овладения нормами поведения. Исследованиями тифлопсихологов показано, что дети с нарушением зрения могут приобрести те же моральные принципы, что и нормально видящие сверстники. Запас впечатлений и знаний ограничен , эмоционально преподнесенного примера нравственного поведения часто не достаточно. На необходимость раннего нравственного воспитания детей с нарушениями зрения указывали Т.А.Власова, В.П.Ермаков, Л.И.Солнцева, Г.А.Якунин и др. Организовывая работу по нравственному воспитанию детей с нарушенным зрением, следует использовать их положительные особенности: склонность к доступным ему видам искусства, речевые и мыслительные возможности. При этом важно компенсировать излишнюю абстрактность речи и мышления, опираясь на сохранные анализаторы - слух, осязание, двигательный анализатор и с их помощью обогащая чувственный опыт. При выработке методов нравственного воспитания детей с нарушенным зрением, прежде всего, необходимо найти пути и средства, помогающие преодолеть их недоверие к людям, установить с такими детьми контакт путем участливого, доброжелательного, но не жалостливого отношения, справедливой требовательности, своевременной помощи. Только при этих условиях возможно осуществление нравственного воспитания детей. В результате всех правильно-построенных педагогических методов у детей формируются нравственные чувства, понятия, убеждения, воспитываются общественные мотивы поведения, правильное отношение к труду, к людям, к своим обязанностям. В нравственном воспитании как для детей дошкольного возраста с нормальным зрением, так и для дошкольников с нарушением решаются основные задачи: воспитание таких личностных качеств, как доброта, отзывчивость, трудолюбие, взаимопомощь, формирование нравственных чувств и отношений.
Похожие статьи:
Работа над «зрительным» образом слова
Ученики могут определить нужную букву, обратившись к орфографическому словарику. Это будет способствовать накоплению опыта работы со словарями, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии ...
Психолого-педагогические аспекты развития связной
речи дошкольников
Многое в жизни человека зависит от способности к общению, а речь — инструмент общения, его главное средство. Хорошо владеющий речью человек ценится в любом обществе, как ценится и человек, наделенный "талантом общения" или воспитавший, развивший его в себе. Поэтому не случайно развитие ре ...
Типы и виды уроков
Основной и ведущей формой обучения является урок как главное звено всей классно-кабинетной работы. Другие формы обучения применяются как правило, в тесной связи с уроком для более глубокого полноценного решения задач обучения. Сущность и назначение урока. Урок представляет собой ограниченную во вре ...