Дзюдо — один из видов боевых искусств, спортивное единоборство, являющееся олимпийским видом спорта.
История дзюдо насчитывает сотни лет. Этот вид спорта интересен тем, что позволяет занимающимся наиболее эффективно использовать свою умственную и физическую энергию. Занятия этим видом единоборства направлены на физическое и духовное совершенствование личности на основе изучения техники, тактики и философии дзюдо. Абсолютная цель занятий дзюдо — улучшить себя, чтобы принести больше пользы окружающему миру.
Основатель дзюдо Дзигаро Кано получил педагогическое образование, длительное время занимался преподавательской деятельностью. Дзигаро Кано большую часть профессиональной деятельности посвятил подготовке преподавателей физической культуры в Японии. Помимо этого он внес огромный вклад в развитие дзюдо во всем мире и создал предпосылки для его включения в программу Олимпийских игр.
Дзигаро Кано считал, что большинство видов спорта избирательно воздействуют на мышцы. Для дзюдо он разработал систему специфических упражнений, гармонично развивающих все группы мышц тела. Причем обращал внимание молодых людей, занимающихся дзюдо, на необходимость выполнения действий как в правую, так и в левую сторону. Особое внимание Д. Кано уделял прикладной стороне занятий дзюдо в повседневной жизни с учетом использования для этого пяти его принципов.
1. Внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами собственной жизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим.
2. Владей инициативой в любом начинании.
3. Осмысливай действия полностью, действуй решительно.
4. Знай, когда следует остановиться.
5. Придерживайся среднего между радостью и грустью, истощением и ленью, безрассудной храбростью и трусостью.
В процессе зарождения и распространения дзюдо в мире можно выделить главные этапы:
1882 г. — основание в столице Японии Токио института Кодокан Дзюдо, который решал следующие задачи: образование в области физической культуры, подготовка участников соревнований, воспитательная работа.
1883 г. — введение разрядной системы (ученические степени — КЮ, мастерские — ДАН).
1887 г. — окончание подбора технических упражнений для арсенала дзюдо. 1889 г. — посещение Д. Кано стран Европы и США.
1900 г. — введение правил соревнований, создание Ассоциации обладателей данов школы Кодокан.
1909 г. — на базе Кодокана сформирована федерация дзюдо.
1911 г. — Д. Кано основал и стал первым президентом Японской спортивной ассоциации.
1918 г. — открытие центра изучения дзюдо в Лондоне.
1922 г. — окончательное формулирование духовных концепций дзюдо.
1922 г. — организация ассоциации дзюдо во Франции, Бразилии, США.
1948 г. — открытие Британской ассоциации дзюдо и Европейской федерации дзюдо.
1952 г. — создание Международной федерации дзюдо.
1956 г. — проведение I чемпионата мира по дзюдо в Токио.
В настоящее время развитие дзюдо в мире регулирует Международная федерация дзюдо (IJF). Ее основные цели:
— устанавливать дружественные отношения между членами федерации и регулировать деятельность дзюдо во всем мире;
— защищать интересы дзюдо во всем мире;
— организовывать международные соревнования по дзюдо различного уровня в сотрудничестве с Континентальными союзами;
— развивать дзюдо во всем мире, распространять практику занятий дзюдо, особенно среди молодежи;
— устанавливать международные инструкции, касающиеся дзюдо;
— поддерживать и пропагандировать идеалы и цели олимпийского движения.
Международная федерация объединяет все Континентальные союзы. Европейский союз дзюдо в настоящее время насчитывает 49 стран. Панамериканский союз дзюдо объединяет 32 страны. Членами Азиатского союза дзюдо являются 38 стран. В Африканский союз дзюдо входят 43 страны. Союз дзюдо Океании состоит из 15 стран и является одним из самых малочисленных.
В настоящее время мировым центром развития дзюдо является Кодокан.
Японские специалисты продолжают развивать дзюдо во всем мире. В России стали традицией мастер-классы, проводимые олимпийским чемпионом, многократным чемпионом мира Ясухиро Ямасита.
Этот известный спортсмен и политический деятель, профессор университета Токай постоянно делится опытом выполнения технических действий и способами воспитания характера с юными дзюдоистами России.
Распространение дзюдо среди молодежи многих стран подтверждает эффективность этого вида спорта в решении задач спортивной подготовки и совершенствования личности. Функции дзюдо в мире многообразны.
В дзюдо, где большинство приемов построено на бросках с использованием корпуса и бедер, пожалуй, более, чем во всех прочих видах кэмпо, сказывается значение физической силы. При равной технике или даже несколько уступая партнеру, более сильный спортсмен всегда имеет шанс на победу. Однако существенное превосходство в технике дает явное преимущество даже человеку с незавидными физическими данными, ибо все определяет сформулированный Кано принцип "наиболее результативного приложения силы". Превосходство в технике подразумевает и превосходство моральное, умение наилучшим образом мобилизовать и направлять свои духовные силы.
Похожие статьи:
Развитие и становление профориентации молодежи
Профориентация возникла из потребностей развития человеческого общества, а потому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а, следовательно, и потребность в ориентации на эти профессии. История появлен ...
Содержание и структура профессиональной компетенций будущего дизайнера
Наметившиеся позитивные перемены (многообразие образовательных учреждений, вариативность образовательных программ) существенно ускорили развитие многих инновационных процессов в области профессионального образования. В соответствии с целью модернизации профессионального образования необходимо созда ...
Содержание труда детей в природе в каждой возрастной группе детского сада
Для определения содержания труда детей в природе я использовала действующую Программу воспитания и обучения детей в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ре ...