1. Реакция эмансипации проявляется в виде протеста против установленных правил и порядков, стремления подростка к независимости, самостоятельности и самоутверждению себя как личности.
2. Реакция группирования со сверстниками, вызваны взрослением подростка, потребностью в новой информации о мире и о себе, в новых эмоциональных контактах и взаимоотношениях.
3. Реакции увлечения имеют для подростка такое же значение, как и игры для детей младшего школьного возраста; оказывают большое влияние на формирование личности, часто являются средством для самовыражения и идентификации с подобными себе, средством достижения престижного статуса в своей среде.
4. Реакции, обусловленные сексуальным влечением, вызванные половым созреванием.
5. Дисморфореакция - реакция на свою внешность.
6. Рефлексиореакция связана с повышенным вниманием к своему внутреннему миру.
В данный возрастной период подростки наиболее восприимчивы к обидам, неуважительному отношению к ним со стороны взрослых, эмоции их подвижны, изменчивы и часто противоречивы. Процесс перехода из мира детства в мир взрослых требует от подростка огромного психического и физиологического напряжения. Поэтому искусство педагога и родителей заключается в том, чтобы найти такие формы и методы работы, которые бы переключали внимание подростков на различные и многообразные виды деятельности. Кроме того, отрочество сензитивно для развития средств отношений (вербальные и невербальные коммуникативные навыки), эмпатии, воображения. В 13 лет мечта все больше занимает место игры, она способствует «возвышению потребностей», создавая идеальные образы будущего. В этот период «свертывается» детская форма воображения и начинает складываться новая. Представления, фантазии, продукты собственного воображения нередко становятся для подростка настолько реальными, что он иногда пытается их воплотить в жизнь в конкретной деятельности или рассказах о них.
Одним из центральных моментов развития в этот период является резкое возрастание познавательной активности и любознательности, сензитивности для возникновения познавательных интересов, которые в этот период характеризуются некоторой двойственностью. С одной стороны, наблюдается снижение интереса к учебным предметам, а с другой, - возрастает интерес к окружающему миру, человеку во всех его проявлениях, социальным проблемам и т.д. Происходит как бы «взрыв» любознательности. Именно в этот период формируются зрелые формы учебной мотивации, которая раскрывает смысл учения как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию.
Выделение значения приобретения учением личностного смысла и рассмотрение этого нового отношения к знаниям как ядра чувства взрослости имеет принципиально важное значение для формирования и коррекции учебной мотивации. Современная школа с происходящей в ней дифференциацией образования подтверждает это положение. В гимназиях, лицеях, специализированных школах и других учебных заведениях с углубленным дифференцированным обучением снижение учебной мотивации наблюдается только у тех учеников, которые по ряду причин не открыли для себя личностного смысла в учении (профиль учебного заведения не совпадает с интересами и т.д.). В обычных классах снижение учебной мотивации происходит, если школьники не видят смысла в получении знаний, это не включено в их представление о взрослости.
Интеллектуальное развитие подростков происходит в разном темпе. Отдельные учащиеся, ранее отстававшие в учебе, могут превзойти тех, чье интеллектуальное развитие началось раньше. Существенное значение в таком интеллектуальном «рывке» играет мотивация, формирование готовности к самоопределению. В этом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, позволяющих заниматься интересным делом, самостоятельным творческим трудом. Происходит формирование системы личностных ценностей. Старшие подростки начинают интересоваться разными профессиями, развиваются профессиональные интересы и склонности, т.е. начинается процесс профессионального самоопределения. Однако это характерно не для всех школьников. В этом возрасте еще не все подростки задумываются о выборе будущей профессии. Это проявление одного из множества характерных для этого возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при решении учебных задач и в иных ситуациях, побуждает взрослых обсуждать с ними достаточно серьезные проблемы, но с другой стороны, при обсуждении вопросов, которые касаются будущей профессии, этики поведения и т.д., может обнаружиться инфантильность этих почти взрослых людей, нуждающихся в помощи и поддержке .
Своеобразной особенностью подростковых интересов является безоглядность увлечения, когда интерес (часто случайный) вдруг становится страстью, чем-то чрезмерным, появляется «мода» на интересы. В этом возрасте обычно появляется увлечение музыкальными ансамблями, что связано с потребностью в эмоциональном насыщении. Исходя из анализа того, что увлекает подростка и что оставляет его безучастным, можно судить о развитии его личности. Причины устойчивого отсутствия интересов кроются в особенностях семейного и школьного воспитания, социальных условиях. Нередко интересы гаснут, когда подросток испытывает трудности, неуспех в новой деятельности или ярко выраженную тенденцию к «отказу от усилий». Л.С.Выгодский считает, что ключом ко всей проблеме психического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте.
Похожие статьи:
Грамматические структуры и структурная группа
Формирование механизма восприятия и порождения высказываний осуществляется с помощью грамматических структур – типовых предложений, в которых синтаксическая модель представлена в развертке именных, глагольных и адвербиальных групп в соответствующем морфологическом оформлении. В упражнениях ученик о ...
Организация и методика проведения опытно-экспериментальной
работы по развитию воображения посредством природного материала на занятиях кружка
"Природа и фантазия"
Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области развития воображения старших дошкольников мы предлагаем программу кружка для детей старшего дошкольного возраста "Природа и фантазия" (приложение), в который входит система интегрированных занятий, включающих различные приёмы и методы р ...
Причины и типы отклонений в поведении младших
школьников
Типические причины отклонений в поведении младших школьников: недостаточный уровень социальной зрелости ребёнка, неспособность освоиться с социальной ролью ученика, с требованиями и нормами школьной жизни, отсутствие психологического настроя на учение, повышенная утомляемость, высокая истощаемость ...