Экспертиза выполняет множество самых разных задач. Среди основных ее функций можно выделить следующие:
аналитическую - выяснение состояния дел в практике, прояснение сущности происходящих событий, процессов, ситуаций и причин, породивших эти состояния;
оценочную - определение состояния анализируемых объектов и выработка норм, на основе которых в дальнейшем может развиваться экспертируемая деятельность;
проектировочную - оказание помощи в реализации инновационных процессов в виде конкретных рекомендаций и решений по их совершенствованию;
развивающую - выявление проблем, а также потенциальных возможностей, неиспользованных ресурсов, скрытых в экспертируемом объекте (процессе, ситуации, явлении, проекте и др.), и перспектив их продолжения, прогнозирование путей и сценариев развития;
консультационную - осуществление консультативной помощи работникам системы образования, учащимся и родителям;
рефлексивную - оказание помощи работникам системы образования в осмыслении оснований, на которых строится их деятельность и их развития;
мониторинг - сбор информации о состоянии экспертируемых объектов и постоянное отслеживание на ее основе их состояния.
Таким образом, задача эксперта заключается в том, чтобы на основе проделанного им анализа авторы могли, с его помощью доработать и максимально реализовать собственный замысел, а иногда и более глубоко понять и осознать его.
Эксперт должен владеть экспертной методологией и обладать определенными способностями. Он должен уметь осуществлять анализ (исследование) реальной педагогической или управленческой деятельности, выявляя скрытые, еще неявные смыслы происходящего. Для того чтобы сделать компетентные экспертные заключения, ему необходимо разбираться в современных тенденциях развития образования в нашей стране и в мире. Он должен обладать развитой способностью осуществлять рефлексию своей собственной экспертной деятельности, ее последствий для инновационного процесса.
В общем понимании, рефлексия - это особый тип умственной деятельности, направленной на осознание ее оснований и средств, оценку их адекватности, контроль за правильностью их применения. В самом простом случае рефлексии речь идет о необходимости постановки себе вопросов типа: "Что я делаю? Как я это делаю? Почему (зачем) я это делаю?"
Эксперту нужно уметь различать, понижать, наблюдать и описывать, по крайней мере, три плана деятельности (сознания) участников образовательного процесса:
1. Идеальный план (идеи, замысел, цели, ценности), т.е. то, что декларируется учителем или руководителями инновационного процесса в качестве его замысла.
2. Феноменальный план - то, что реально происходит в практике и может быть определено в процессе наблюдения: это факты, явления, события, поведение и т.д. (учитель сказал то-то, задал вопрос в такой-то форме, ответил или не ответил на вопрос учащегося, встал так-то и там-то, дал такое задание; руководство организовало для учителей такой-то тренинг или семинар или ничего не организовало и т.п.).
Сложность феноменального описания состоит в том, что часто мы замещаем реальность нашего видения нашими знаниями об этой реальности, обозначая ее каким-либо общим термином. Например, представим ситуацию разговора двух людей. Если спросить кого-нибудь, что делают говорящие люди, то часто можно получить ответ - они общаются. Наблюдатель не описывает ситуацию общения, т.е. не описывает, какие задаются вопросы, о чем разговор, как ведут себя говорящие (мимика, жесты, позы, интонация и т.д.), а лишь обозначает эту ситуацию как общение. Однако, если феноменально не описать эту ситуацию общения, то невозможно будет и понять, в чем состоял смысл этого общения. Каковы были цели говорящих, а возможно, их и не было, общение не носило деловой характер, но, наверняка, были какие-то мотивы, предпочтение каким-то темам и т.п. Поэтому, кроме феноменального описания ситуации взаимодействия учитель-ученик или руководитель-учитель, необходим план понимания, интерпретации того, что происходит в реальности.
3. План интерпретаций (понимания), как увиденного, так и своих собственных оценок относительно увиденного: например, того, что и почему делал учитель на уроке, руководитель в школе и почему именно таким образом эту деятельность оценивает сам эксперт.
Особенно важно, чтобы сам эксперт не смешивал эти три плана в своем сознании и умел отличать свои теоретические представления от реальности своего видения и его интерпретации.
Основным содержанием этого этапа является реализация на практике процедуры опроса экспертов и получение от них исходной информации в виде экспертных заключений.
Опрос может проводиться как в индивидуальной, так и в коллективной форме.
Индивидуальная форма сбора информации означает, что каждый эксперт работает самостоятельно, формирует свою частную позицию и фиксирует ее на бланке ответов или в форме текста экспертного заключения. Это наиболее часто используемая форма опроса, поскольку она позволяет обеспечить независимость мнений экспертов от влияния авторитетов в данной области, сократить время сбора информации. При такой форме опроса экспертам не обязательно находиться одновременно в одном помещении, достаточно лишь обеспечить получение ими одинаковой информации. Необходимо обеспечить усвоение всеми экспертами задачи оценивания, критериев оценки, алгоритма процедуры опроса, а также благоприятный психологический и эмоциональный фон для работы. В этих целях участникам сообщаются сущность изучаемой проблемы и мотивы обращения именно к данным лицам в качестве специалистов; сведения, убеждающие в компетентности экспертов; информацию о содержании вопросов; формулировки вопросов; объясняется процедура оценки. Если у экспертов возникают какие-либо вопросы по процедуре оценивания, то необходимо ответить на них до начала работы. Важным моментом при индивидуальной форме работы экспертов становится заранее оговоренный срок ее окончания и возврата оценочных листов организатору. В противном случае экспертиза может затянуться на неопределенный срок.
Похожие статьи:
Экспериментальное обучение английскому
языку с использованием наглядности на уроках в средней школе
Экспериментальное обучение нами было проведено в русле новых, нетрадиционных методов формирования речевых умений, которые и составляют актуальность нашей работы. В эксперименте были задействованы 2 группы: контрольная и собственно экспериментальная, в составе семи учеников каждая. Он состоял из пят ...
Интеллектуализация деятельности
Реализация возможностей технических и программных средств современных информационных технологий позволяет: обеспечить управление информационными потоками; общаясь с пользователем на естественном языке, осуществлять распознавание образов и ситуаций, их классификацию; эффективно обучать логике доказа ...
Использование предметов в общеразвивающих
упражнениях
Общеразвивающие упражнения проводятся без предметов и с предметами (погремушками, кубиками, флажками. ленточками, обручами, палками, с природным материалом - шишками, листочками, снежками и др.), на предметах (скамейках, стульях), у предметов (у гимнастической стенки, деревьев и др.). Использование ...