Понятие «профессионально-важные качества специалиста» под действием изменений общества и самого производства во многом расширилось и включает в себя многие качества, ранее относящиеся к социально значимым, профессионально значимым, личностно значимым. Роль личностного фактора в современных условиях растет, и зачастую именно он становится решающим в профессиональном росте специалиста (большую роль играет общеобразовательная подготовка, профессиональная самостоятельность и потребность в самообразовании и самосовершенствовании).
Социально-значимые качества – это качества, обеспечивающие комфортную профессиональную деятельность, они определяются уровнем развития самого общества, его приоритетами в развитии (культура, наука, политика, экономика и т.д.).
Ряд авторов ставит на видное место такие социально-значимые качества, как профессиональная самостоятельность и профессиональная мобильность. Интенсификация труда, связанная с постоянным обновлением техники и технологии производства, порождает две взаимозависимые тенденции в совершенствовании профессиональной подготовки специалистов: с одной стороны, повышается значение устойчивости и фундаментальности профессиональных знаний, вырабатываемых благодаря ориентировке специалиста во всей отрасли производства, а с другой – нарастает потребность динамичного и пластичного использования приобретенных знаний в различных производственных ситуациях, т.е. «профессиональная самостоятельность» (А. М. Новиков, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко).
Под профессиональной самостоятельностью понимают способность самостоятельно разбираться во всех требованиях, предъявляемых к работе, самостоятельное преодоление трудностей с применением планирования и самоконтроля, владение техническим мышлением, проявление активности и творчества. Под профессиональной мобильностью подразумевается способность быстро осваивать технические новшества и новые специальности. Профессиональная самостоятельность опирается на готовность к любой самостоятельной деятельности, ответственность, развитую потребность принимать самостоятельные решения. Профессиональная мобильность – уровень развития мышления (в том числе технического), готовность к решению большого круга производственных задач, готовность к самообразованию и самосовершенствованию, способность действовать оперативно и гибко, с учетом ситуаций. Культура профессионального общения представляет на современном этапе развития общества социально-значимый аспект умения для специалиста любой сферы деятельности.
Таким образом, картина общего содержания профессионального образования существенно дополняется: к профессионально-важным качествам, характерным для любой профессии, добавляются социально-значимые качества, профессиональная самостоятельность, профессиональная мобильность, культура профессионального труда, профессиональное мышление, культура профессионального общения. Эти качества более универсальны, то есть они больше связаны с общим развитием личности, чем с выработкой конкретных профессиональных умений и качеств, но они могут включать в себя и элементы профессионально значимой направленности. Безусловно, степень владения только профессиональными знаниями и умениями уже не может служить достаточным критерием определения уровня квалификации специалиста. В критерии должен входить и уровень развития профессионально значимых качеств. Уровень развития этих качеств может служить одним из критериев перехода студента со ступени на ступень при многоступенчатом обучении, так как эти качества носят более социализированный характер; соответственно, каждому более высокому уровню деятельности специалиста должен соответствовать более высокий уровень именно социально-значимых качеств (не отрицая более высокого уровня чисто профессиональных качеств). При разработке содержания многоуровневой подготовки это должно учитываться. Очевидно, что при переходе со ступени на ступень должен увеличиться объем содержания для развития социально значимых умений. Развитие профессионально и социально значимых качеств в большей степени зависит от общих способностей человека: произвольного внимания, умения мыслить, говорить, воспринимать, умения играть, трудиться, учиться, общаться, умения все это самостоятельно организовать. Хотя и в приобретении профессиональных умений несформированность и неразвитость этих общих способностей наряду с отсутствием или слабой профессиональной мотивацией играет весомую (иногда главную) роль. В процессе исследования при анкетировании педагогического коллектива Новокузнецкого торгово-экономического техникума выявлен целый ряд основных проблем в обучении студентов и их причины. На первых местах оказались:
Похожие статьи:
Специфика общения в музыкально-педагогическом процессе
Исторически сложилось так, что в педагогической науке наиболее разработанными оказались приемы формальных отношений в коллективе. Неформальные же отношения,несущие эмоциональную нагрузку, незаслуженно оказались в тени. Трудности,с которыми сталкиваются как начинающие,так и зрелые педагоги при устан ...
Психолого-педагогические условия экономического воспитания
Эффективность экономического воспитания младших школьников обеспечивается рядом условий: - включением детей в различные виды деятельности, среди которых особое место занимает трудовая; - максимальным использованием учителями возможностей учебно-воспитательного процесса начальной школы; - выявлением ...
Теоретические основы формирования словообразования у детей старшего дошкольного
возраста
Грамматика - это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова. Грамматика - строй языка, включающий в себя систему морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словообразования. Грамматикой называют и раздел яз ...