Открытие новых приемов реализации образа, поиск и нахождение более выразительных возможностей материала является для молодого художника творческой находкой, творческой деятельностью. Так как замысел имеет конкретное содержание, определяемое его противоречивой связью с художественными средствами, то творческий продукт становится реальностью лишь в процессе практической деятельности, освоения опыта изображения. Язык изображения развивается медленно, но формы из него создаются все время новые. Дизайнеру важно овладеть всеми богатствами языка в определенной системе, которые в процессе изображения перерабатываются индивидуальным творческим сознанием.
По определению И.Н. Крамского, «рисунок в тесном смысле черта, линия, внешний абрис» Линия обегает части плоскости, охватывая, отделяет их от фона, превращает в предметы, струясь по ним, дает нам представление об их форме. Глядя на изображение, мы можем проследить процесс его создания. Линия тянется следом за рисующей рукой, четко реагируя на каждое ее колебание, нажим, поворот. Линия – свободно проведенное острием графического карандаша или другим инструментом с красящим материалом движение, которое подчиняется воле и чувству рисующего, сознательно направлено и регулируется рукой художника. Мы ясно чувствуем характер этого движения – уверенного и колеблющегося, твердого или воздушного и легкого. Рисунок линий живо передает душевное состояние художника, его характер, ощущение жизни. Там, где форма более жесткая, приближается к геометрической правильности, четко членится на части, создается ощущение конструктивности. Тягучая, мягкая, неопределенно подвижная и слитная форма тяготеет к пластичности.
Опыт работы величайших мастеров прошлого и лучших художников нашей эпохи раскрывает неограниченные возможности карандашного, перового рисунка, рисунка сделанного сангиной, пастелью, кистью и соусом и другими материалами.
В работах мастеров рисунка эпохи Возрождения линии, края уходящей «в глубину рисунка» формы теряют свою толщину и активность пропорционально глубине. Линии второго плана менее активны, чем линии переднего плана, штриховка на переднем плане по направлению, нажиму и фактуре более активная, чем при проработке последних планов.
Почти в каждом акте Микеланджело серии штрихов передают сокращение, напряжение мышц, проступающее сквозь очертания фигур. Характерные кривые штрихи, фиксирующие лишь выпуклости форм, как бы сдерживающие набухающие массы, линии у Тинторетто – для угля и мела всех цветов – типично легкие и широкие.
По мнению У. Хогарта, английского художника, «настоящая линия красоты есть волнистая линия, потому что она представляет собой самое полное соединение и взаимодействие единства и разнообразия; всякий предмет является тем более красивым, чем более он движется в этих волнистых линиях». Перо же дает декоративность, возможность тонкой проработки форм, рисунок кистью дает мягкость очертаний, перетекание форм, тональные переходы. Нередко художник соединяет в рисунке перо и кисть, до трех карандашей, использует одновременно сухие и жидкие красящие материалы. Почти каждым инструментом могут быть нанесены линии, штрих и пятна разного характера.
Штрих в рисунке почти так же свободен как и линия, и, хотя в перовых рисунках штриховка применяется шире и разнообразнее, почти все виды штриховки могут быть использованы при работе любым материалом. Штрих может быть параллельным и перекрестным, прямым и изогнутым, вертикальным, горизонтальным и диагональным, располагаться в несколько «этажей», идти зигзагом или спиралью, либо без строгой параллельности и равномерности. На одном и том же участке штрихи в рисунке лежат то реже, то чаще, они могут быть неодинаковыми между собой по длине и толщине, может меняться толщина отдельной черты, штрихи нередко пересекаются концами, сливаются, образуя затеки, пятна. Но с помощью сближенной или сплошной штриховки и растушевки сходный эффект достигается любым другим материалом: пером, графическим карандашом, углем, сангиной.
Пятно в рисунке штриха имеет самые произвольные очертания: ровные и извилистые, четкие и размытые, самую разную интенсивность, меняющуюся по воле художника. Так же свободен и характер мазка: его ширина, насыщенность, направление; тот или иной вид окончаний – закругленные, острые, уплощенные, прямые, рваные. Материалы рисунка разнообразны по цвету и тону. Графитный карандаш, уголь, тушь, ламповая копоть – все они дают разные оттенки черного и серого цветов. Рисунок исполняется сепией, сангиной разных цветов и оттенков, а также сочетанием двух или более материалов. Рисовальные материалы оставляют следы, разные не только по оттенку, но и по структуре (рыхлость, плотность или слитность), по степени отражения света (блеск или матовость). Таким образом, для всех материалов рисунка, независимо от их свойств, характерны и свобода самого процесса изображения, и свобода в характере изобразительных средств.
Изучение различных техник и материалов рисунка дает возможность молодому художнику видеть мир природы иначе и по-особому подходить к нему. Изучение материалов рисунка и методов работы ими развивает творческое начало у студентов, поскольку многие методы и материалы осваиваются впервые. По мере накопления практического опыта студент переходит к решению творческих задач. Студент получает возможность открывать новые художественные приемы, то есть творить, следовательно, повышается и эффективность творческой деятельности студентов на занятиях по рисунку. Г.В. Беда утверждает: «Новые открытия в технике доступны лишь людям, овладевшим всеми знаниями, накошенными прошлыми веками».
Похожие статьи:
Российские педагоги 60-90-х гг. XX в. и
проблематика их научных исследований
В 1960-1970-е гг. наиболее известными российскими педагогами были П.Р.Атутов, Н.И.Болдырев, В.Е.Гмурман, П.Н.Груздев, М.А.Данилое, Н.К.Гончаров, Л.В.Занков, Б.П.Есипов, Т.И.Ильина, И.А.Каиров, Т.Е.Конникова, Ф.Ф.Королев, И.Я.Лернер, И.Т.Огородников, М.Н.Скаткин, Н.Ф.Талызина, Г,И.Щукина и др. Они р ...
Работа над «зрительным» образом слова
Ученики могут определить нужную букву, обратившись к орфографическому словарику. Это будет способствовать накоплению опыта работы со словарями, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии ...
Система упражнений, направленных на усвоение морфемного состава слова
1.
Найти однокоренные слова. Снежная сказка Проплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки В снежном переулке Звонко носятся снежки, Режут лёд снегурки. С. Погореловский 2. К выделенным словам подобрать однокоренные (стихотворение записывается на доске ...