Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах, как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы к трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности» и другие не в полной мере конкретизируют содержание этого понятия. Вехой в осознании проблемы формирования компетентного специалиста в области образования стали исследования 80-90-х годов XX века. Общая феноменология профессионально-педагогической компетентности и ее частных видов нашла отражение в работе В.А.Адольфа, Н.В.Кузминой и др.Обращая к изучению профессиональной компетентности, исследователи преимущественно осуществляют изучение отдельных сторон профессиональной компетенций. Например, Н.В.Кузьмина выделяет и обращает внимание на специально-педагогическую, научно-педагогическую, методическую и другие виды компетентности будущих педагогов; М.В.Прохорова – на управленческую компетентность специалиста; Г.Ж.Менлибекова – на социально-педагогическую.
В отечественной педагогике высшей школы термин «компетентность» пока окончательно не устоялся и в большинстве случаев используется для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма специалиста. Исследования различных аспектов профессиональной компетентности ведутся такими учеными, как Б.Т.Кенжебеков В.В. Евдокомова, Ш.К.Жантлеуова, А.Л.Смятских, Г.А.Колесникова, М.В.Семенова, Х.О.Карасаева, Ф.К.Шуканова, С.И. Ферхо. Например, Кенжебеков Б.Т. выявляет теоретико-методологические основы, ведущие тенденции и механизмы развития профессиональной компетентности специалиста. Ферхо С.И. исследует процесс формирования профессиональной компетентности учителей по использованию электронных учебных изданий. Шаметов Н. – процесс формирования профессиональной компетентности учителей технологии.
Разнообразие подходов к толкованию сущности профессиональной компетенции можно объяснить тем, что определение данного понятия динамично и многогранно. Его значение трансформируется в соответствии с изменениями, происходящими в обществе, образовании, формирования профессиональной компетентности студентов, которые могут быть (выбор баз учебных и производственных практик, учебные программы и др.), так и внутренними (инновационная деятельность образовательных учреждений, реализация творческих возможностей студентов, индивидуальный подход к студентам и др.).
Исходя из логики построения любого педагогического понятия, следует давать четкую формулировку, включая лишь основополагающие компоненты данного понятия. Поводя наше исследование, мы при определении понятия компетенции, его содержание, структурные компоненты и уровней опираемся на определение профессиональной компетенции предложенный Б.Т. Кенжебековым. Где сказано, что профессиональная компетентность – это совокупность интегрированных фундаментальных знаний, обобщенных умений и способностей человека, его профессионально значимых и личностных качеств, высокий уровень технологичности, культуры и мастерства, творческий подход к организации деятельности, готовность к постоянному саморазвитию. Общее понятие профессиональной компетентности относится к характеристике работника различных сфер, результативности его профессиональной деятельности независимо от возраста. Профессиональную компетенцию правомерно рассматривать как важную составную личностной структуры специалиста, включающую интеллектуальную, эмоциональную, действенно-волевую сферы и сопровождающую все направления ее профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность, творчество, культура, технологичность, индивидуальный стиль, инновационный исследовательский подход к деятельности, ее продуктивность являются важнейшими компонентами личности специалиста-профессионала.
Похожие статьи:
Технология критического мышления
Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных дл ...
Возрастные особенности в восприятии вербальных и невербальных средств взаимодействия
Социально-перцептивные способности, в структуру которых входит и способность к психологической интерпретации невербального поведения, являются одной из основных составляющих всего отражательно-поведенческого взаимодействия человека с человеком, группой людей. Невербальная передача информации появля ...
Педагогическая мысль в Беларуси в XVIII-XIX вв. Вклад в развитие педагогический идей
ученых-методистов и деятелей белорусской культуры
В XVIII в. педагогическая мысль Беларуси развивалась на фоне взаимодействия славянских культур - русской, украинской, белорусской и польской. С 1773 г. в Беларуси начала работать Эдукационная комиссия, которая попыталась внестинекоторые преобразования в просвещении, разработала социальные и педагог ...