Образование: статьи и материалы » Влияние особенностей педагогических коммуникаций » Особенности личностных свойств и межличностных отношений младших школьников, их связь с особенностями коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе

Особенности личностных свойств и межличностных отношений младших школьников, их связь с особенностями коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе

Страница 5

На заключительном этапе

исследования:

1.для проведения качественного анализа отношений детей к различным формам работы, используемым на уроках музыки (пение, слушание музыки, движения под музыку, игра на инструменте, изучение нот, рисование и др.),была проведена методика неоконченных предложений.

Ребятам предлагалось закончить каждое из трех предложений. Анализ результатов показал следующее:

1.

Больше всего на уроках музыки детям нравится:

n петь (9 чел.)

n слушать музыку (8 чел.)

n рисовать (3 чел.)

n слушать рассказы (2 чел.)

n учить ноты (1 чел.)

n отвечать (1 чел.)

n некрасивая музыка (1 чел.)

n получать пятерки (1 чел.)

2.

Иногда на уроках музыки детям не нравится:

n петь (6 чел.)

n рисовать (4 чел.)

n отвечать (2 чел.)

n когда не спрашивают (2 чел.)

n писать в тетрадке (1 чел.)

n слушать музыку (1 чел.)

n играть (1чел.)

n учить инструменты (1 чел.)

n замечания (1 чел.)

n писать ноты (1 чел.)

n когда не получается (1 чел.)

n когда мы играем героев (1 чел.).

3.

Детям хотелось бы на уроках музыки:

n чтоб нам рассказывали истории (1 чел.)

n играть на инструменте (9 чел.)

n получать хорошие отметки (1 чел.)

n музыкальные приключения (1 чел.)

n петь песни (4 чел.)

n играть оперы (1 чел.)

n сидеть на 1-й парте (1 чел.)

n больше рисовать (1 чел.)

n слушать музыку (2 чел.)

n рассказывать (1 чел.)

n кружиться и танцевать (1 чел.)

n изучать ноты (1 чел.)

n спеть свою любимую песню (1 чел.).

Микровывод.

Результаты методики дают возможность взглянуть на уроки музыки глазами детей и попытаться внести некоторые изменения в последующей педагогической работе.

Наиболее часто упоминаемым является такой вид деятельности, как пение; так, нравится петь 9-ти ребятам, а не нравится - 6-ти. Отсюда видно, что пение - весьма спорный вид занятий в плане нравится / не нравится; а так как это - одна из наиболее важных форм работы на уроке, попытаемся соотнести его с невербальным поведением учителя с тем, чтобы попытаться найти причину данному факту. Так, во время разучивания и исполнения песен у данного педагога обнаружен следующий поведенческий комплекс: увеличение дистанции общения (нахождение за инструментом), мимика становится ярче, выразительнее, повышение тона в голосе, увеличивается жестикуляция, нет движения педагога по классу, интенсивный визуальный контакт, используется улыбка. Такая “разность во вкусе” по отношению к пению может объяснятся особенностями невербального поведения учителя, которое каждый ребенок, разумеется, воспринимает по-своему.

Слушание музыки - наименее спорный (нравится - 8 чел., не нравится - 1 чел.) вид деятельности, также являющий- ся очень важным как средство развития музыкальности, внимательности, эмоциональности.

Рисование как вид деятельности, развивающий образное мышление, восприятие и эмоциональность на уроках музыки, используется значительно реже, чем, скажем, пение и слушание музыки, но также является спорным (нравится рисовать - 3 чел., не нравится - 4 чел.).

Весьма интересные результаты получены по такой форме работы, как ответы детей (нравится - 1 чел., не нравится - 2 чел.); здесь обнаруживается некое несоответствие результатов данной методики и видеоматериалов, где очень хорошо видно, как дети наперебой тянут руки, “рвутся” отвечать. Возможно, это объясняется особенностями возраста (непостоянность, переменчивость) либо невысокой актуальностью данного вида работы.

Огромный интерес представляет раздел данной методики “мне бы хотелось”, во-первых

, открывающий большое поле деятельности для педагога в плане поисков новых форм работы, а также уделения большего времени отмеченным детьми видам и формам работы; так, например, пение в этом разделе отметили 4 человека, игру на инструменте - 9 человек, а слушание музыки - 2 человека; если сравнить эти данные с приведенными выше данными раздела “нравится”, видно, что они совпадают (см. выше); во-вторых,

раздел дает возможность значительно поднять уровень рейтинга уроков музыки (о рейтинге см. ниже) через использование тех видов деятельности, которые дети сами же и выбрали; такой подход требует от учителя заинтересованности, гибкости, а также желания сделать уроки музыки более интересными.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Идея народности в аксиологическом воспитании детей
Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относятся ко всем другим народам. Вместе с тем они предпо ...

Проектирование учебного занятия в форме лабораторного занятия по дисциплине «Статистика» специальности Менеджмент
Тема учебного занятия: «Метод группировок в статистике». Цели лабораторного занятия: Образовательная – научить студентов использовать метод группировок, определять группировочный признак, находить интервалы. Воспитательная – стимулировать потребность в формировании ответственности, коллективизма, с ...

Составляющие воспитательного процесса в вузе
1) Педагогическая парадигма. Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы воспитать человека под влиянием принуждения, или как еще говорят – методом “кнута и пряника”. Основа воспитания в этой парадигме — власть воспитателя (педагога или родителя) над воспитанником. Соответственно воспит ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru