Развитие устной речи младших школьников с нарушением внимания – одна из важных задач, решаемых в образовательном процессе.
Актуальность проблемы коррекции устной речи младших школьников с нарушением внимания обусловлена новой для них учебной деятельностью, в процессе которой приходится много рассуждать, вступать в диалог с учителем и учениками, пересказывать тексты с научным содержанием, овладевать специальной терминологией и т.д. Коррекция устной речи обеспечивает дальнейшую успешность обучения ребенка.
Цель нашей работы: изучить и выявить особенности развития устной речи у младших школьников с нарушением внимания.
Рассмотрим Экспериментальное исследование особенностей связной устной речи у учащихся с нарушением интеллекта на примере исследований, проводившихся на базе школа № 296 г. Санкт-Петербурга. В исследовании участвовали дети 2 класса – это экспериментальная группа.
Применялся метод тестирования, который был представлен в следующих методиках:
Составление рассказа по серии сюжетных картинок (5 картинок).
Цель: диагностика умения составлять логически завершенный рассказ с опорой на наглядный материал. Использованы «Рассказы в картинках».
Автор: Н. Радлов.
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
Пересказ прослушанного текста.
Цель: диагностика умения составлять логически завершенный рассказ с опорой на память. (рассказ предъявляется не более двух раз)
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать. Автор: Н. Радлов
Ситуация диалога в совместной деятельности. «Рисование со слов».
Цель: диагностика умения вести диалог, слушать собеседника, задавать вопросы, уточнять, взаимодействовать в процессе беседы. Автор: Н.Радлов
Как показали результаты после проведения 1 методики, дети с нарушением внимания имеют более низкий уровень развития устной речи, чем нормально развивающиеся сверстники. Относительно легко школьникам с нарушением внимания далось задание на построение рассказа по сюжетным картинкам, т.к. наибольшую трудность представляло формирование смысловых звеньев, рассказа, расположение их в правильной последовательности.
Часто нарушалась причинно-следственная связь текста. В данной методике был 1 (12,5%) высокий результат, с высоким числом среднего показателя, 6 (75%) результатов со средним показателем и 1 (12,5%) низкий результат. Дети контрольной группы показали лучшие результаты в этой методике: 6 (75%) с высоким, 2 (25%) с средним, низкий результат не отмечен. Результаты отражены на рисунок 1.
Рисунок 1. Сравнительная характеристика уровня развития монологической речи детей в норме и с отклонениями (составление рассказа по сюжетным картинкам)
Выполнение задания 2 методики вызвало еще большие трудности у детей экспериментальной группы. Всем детям пришлось повторить рассказ два раза. Многие детей выполняли задания с помощью наводящих вопросов педагога. Отсутствие опоры на наглядный материал повлияло на то, что дети медленнее воспроизводили текст, пропуская, переставляя и повторяя целые смысловые блоки. Результаты детей после воспроизведения рассказа (2методика): высокий результат 0 (0%), 75% учеников получили средний балл и низкий результат - 37,5% от общего количества учащихся. Необходимо отметить, что трудности воспроизведения испытывали и дети контрольной группы, для некоторых детей пришлось повторить рассказ 2 раза, но у них чаще всего случались пропуски деталей, но целостность и логичность рассказа была сохранена. Результаты по воспроизведению прослушанного рассказа таковы: высокий балл получили 5 (62,5%) учащихся, средний 3 (37, 5%), низкий не отмечен. Процентное соотношение данных можно проследить на рис.2.
Похожие статьи:
Опытная работа по проверке эффективности
использования сказок для коррекции отклонений в поведении младших школьников
В начале нашей работы по экспериментальному изучению поведения младших школьников мы приступили к задачам констатирующего эксперимента. Задачи констатирующего эксперимента: 1. Изучить медицинскую и психолого-педагогическую документацию на младших школьников. 2. Исследовать все стороны поведения мла ...
Типы и виды уроков
Основной и ведущей формой обучения является урок как главное звено всей классно-кабинетной работы. Другие формы обучения применяются как правило, в тесной связи с уроком для более глубокого полноценного решения задач обучения. Сущность и назначение урока. Урок представляет собой ограниченную во вре ...
Опыт работы театральной студии по использовании форм приобщения детей к нхт
в решении задач аксиологического воспитания
На базе средней школы в порядке эксперимента с 1 сентября 2004 года была создана театральная студия целью которого являлось приобщение детей к народной культуре через театрализованное представление. Занятия проходили за счет часов ГПД (кружковой работы). Набор желающих был среди средних и старших к ...