Искусство как специфическая форма невербальной коммуникации является могущественным средством не только эстетического воспитания, но и нравственно-идеологического формирования личности, средством эффективной агитации и пропаганды любых идеологических позиций. Иными словами, искусство как инструмент воздействия на психику может быть употреблено как во благо, так и во зло, в зависимости от намерений авторов и исполнителей.
Музыка невербальна,язык дирижера невербален,живописное полотно, скульптура, графика, архитектура - все это невербальные “тексты”.
Трансляция невербального поведения учителем на уроке музыки - одна из составляющих успешного творческого взаимодействия. Очень важен положительный,добрый настрой учителя во время урока, тогда и мимика, жесты, телодвижения будут подтверждать это и помогать в работе.
Вот,например, о том, что улыбка - это международная норма общения, должен помнить каждый педагог(см. об улыбке ниже).
На уроках музыки мимика и жесты (руки!) важны при показе, разучивании и исполнении песни. Во время показа
песни
происходит самое первое,наиболее запоминающееся впечатление у детей от данного произведения. Безусловно, позже, во время исполнения образ, сформировавшийся в памяти, повлияет на эмоциональность и выразительность передачи музыкального текста. Итак, во время показа с помощью мимики педагог передает ребятам свое эмоциональное отношение,образ в музыке.
При разучивании
и исполнении
основная нагрузка при передаче информации “падает” на руки. И тогда на 100% осуществляется невербальная передача информации. С помощью рук (дирижерских жестов) учитель передает: ритм, темп, силу звука, характер, образ. Безусловно, дирижер должен обладать высоким уровнем профессионализма,чтобы показать так, дабы ребята не только поняли, а и воспроизвели.
Слушание музыки
.Здесь педагог - образец слушателя. Его эмоциональное отношение к произведению целиком передается с помощью мимики, телодвижений. И его отношение к звучащей музыке - основное средство обучения.
Во время беседы
или монолога
учителя доля невербального воздействия занимает,как обычно,2/3.
При взаимодействии с детьми большую роль играет визуальный контакт
. Обращаясь взглядом по-очереди к каждому ученику, педагог обращается лично к тому, на кого смотрит, а так же дает понять,что ему важно присутствие каждого ребенка. Такое отношение педагога побуждает к действию, вызывает положительные эмоции. А вот по качеству взгляда ученик понимает, что именно учитель старается передать (взгляд восхищения, одобрения, поддержки, контроля, осуждения и т.д.).
Тактильный контакт
имеет просто магическое действие, если прикосновение использовать умело (см.об этом выше).
Микровывод
. Искусство - специфическая форма невербальной коммуникации; поэтому, учитывая специфику уроков музыки, можно сделать вывод, что здесь, безусловно, преобладает невербальное взаимодействие.
Вывод к главе
: Для успешного взаимодействия в системе учитель-ученик важен яркий, интересный имидж учителя. Если учесть,что имидж состоит из 3-х частей,как-то:
а)визуальный образ (костюм,прическа,пластика,мимика);
б)внутренний образ(голос,темперамент,настроение);
в)менталитет(интеллект,духовная практика),-становится очевидным, что весьма велика доля невербальных компонентов.
Однако нельзя не отметить, что вербальное общение также очень важно в педагогическом взаимодействии.
Поэтому хорошее владение речью - с одной стороны, а также умелое владение своим невербальным поведением - с другой, создают в целом успешное взаимодействие педагога с учениками.
Похожие статьи:
Воображение как познавательный психический процесс
Согласно данным из словаря С.И. Ожегова: развитие - это процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от простого к сложному, от низшего к высшему. Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количестве ...
Коррекционная программа нарушений поведения детей младшего школьного возраста
Занятие «Цветные карандаши» Пособие: шапочки и накидки семи цветов радуги, семь цветных карандашей, которые можно держать в руках, цветные дорожки. Ход занятия “Вхождение” (Дети входят в зал под песню “Добрые волшебники”) Педагог: “Ребята, сегодня нам предстоит необычное путешествие: мы отправимся ...
Развитие мышления в онтогенезе
Развитие мышление начинается в младенческом возрасте и в течение первого года жизни (а Л. С. Выготский говорил, что в течение двух лет жизни), формирование мышления идет независимо от функции речи по своим собственным законам. Основным условием развития мышления детей является целенаправленное восп ...