В настоящее время в процессе обучения иностранному языку коммуникативность играет огромную роль и новые УМК созданы на коммуникативной основе. Коммуникативный метод обучения является моделью процесса коммуникации, цель которой побудить участников общения в процессе обмена информацией к высказыванию. Коммуникативная мотивация возникает на основе взаимодействия субъекта с объективной действительностью, которая и вызывает потребность высказать мысль, то есть коммуникативная мотивация зависит от содержания мыслительной деятельности учащихся. Чем интенсивнее это содержание, тем интенсивнее потребность в его выражении. Стремление к общению часто занимает ведущее место среди мотивов человека, которые побуждают его к совместной практической деятельности.
Такие средства обучения иностранному языку, как наглядность стимулирует общение. Ситуативная мотивация воспитывает на уроках иностранного языка и во внеурочной работе по предмету у учащихся средних учебных заведений потребность в общении, создает мотивационную готовность, являющуюся одним из самых важных факторов успешного участия в иноязычном общении. Уровень коммуникативной мотивации часто не зависит от организации учебного процесса по иностранному языку, но в тоже время он является фоном для ситуативной мотивации, уровень которой в значительной степени зависит от того, как учитель обучает языку, как создает речевые ситуации, какими приемами пользуется на уроках и внеклассных мероприятиях по предмету, какой учебный и дополнительный материал по той или иной теме использует. Ситуативная мотивация воспитывает у учащихся средней школы потребность в общении, создает постоянную мотивационную готовность, которая очень важна для успешного участия в общении, для установления речевого партнерства.
Коммуникативная мотивация - это способ обеспечения инициативного участия учащихся в общении на уроке иностранного языка и вне его, а объективная действительность служит той основой, которая вызывает потребность в общении. Обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках иностранного языка условий речевого общения, нельзя.
Общение - это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимопонимания. Выделяют три функции общения: познавательные, эмоциональные и воспитательные. Развитие навыков общения лежит через аудирование, говорение, чтение, письмо.
Одним из специфических признаков обучения говорению, и через него устному иноязычному общению является мотивированность. В основе мотивации лежит потребность, в основе коммуникативной мотивации лежит потребность двух видов: потребность в общении как таковая, свойственная человеку как существу социальному (общая коммуникативная мотивация), и потребность в совершении данного конкретного речевого поступка, потребность включиться в данную речевую ситуацию (ситуативная мотивация).
Уровень ситуативной мотивации в решающей степени определяется тем, как мы обучаем, в частности, как создаем речевые ситуации, какой используем материал, приемы и т.д. Ситуативная мотивация воспитывает у учащихся на уроке иностранного языка и вне его потребности в общении. Для развития речи учащихся на уроке и вне его учителя иностранного языка в средней школе используют ситуационную организацию обучения, которая дает больше возможности для создания естественной коммуникации учащихся. Одним из способов создания такой коммуникации является прием использования наглядных средств. В методической литературе наглядность рассматривается как опора в процессе обучения иностранному языку, благодаря которой обучение строится на конкретных предметах, явлениях, образах, которые воспринимаются учащимися.
Наглядность - специально организованный показ языкового и экстралингвистического материала с целью облегчения его объяснения, усвоения и использования в речевой деятельности. Многие учителя преподавании иностранного языка используют прием наглядной семантизации, когда значение слова поясняется не путем перевода, а путем показа обозначаемого этим словам предмета или картинки с его изображением. Эта демонстрация конкретного предмета и является основным недостатком, так как в данном случае наглядность сводится только к зрительному восприятию того, что само по себе не составляет собственно языковых явлений. Ведь закреплению подлежат языковые явления, а не предметы, о которых мы говорим на том или ином языке. Наглядность, если исходить из данных психологии, нельзя сводить только к зрительному восприятию, так как возможны еще и другие виды наглядности: обонятельная, вкусовая, осязательная, сенсорная, моторная (двигательная), предметная, действенная, внешняя (основанная на восприятии), внутренняя, или умственная, основанная на деятельности памяти и воображения, для которых характерны не восприятия, а представления. Нельзя забывать о языковой наглядности - о том, чему именно обучаются школьники.
Похожие статьи:
Опыт практического использования фольклора в системе образования на Вологодчине
Жизнь человека на различных исторических этапах развития общества неизменно меняется: создаются новые технологии, строятся города, изучаются возможности человеческого разума. Мир находится в постоянном движении. Когда дело касается возрождения народных традиций, то является необходимостью, чтобы че ...
Развитие педагогики в России
В XIX в. в России педагогическая мысль от общих вопросов системы и содержания образования обращается к конкретным проблемам народной и национальной школы, воспитывающему обучению и подготовке учителя, к дисциплине и качеству урока, к оценке, поощрению и наказанию и нагрузке учеников во время обучен ...
Понятие о морали, нравственности и воспитании нравственности в научной
литературе
Личность детей дошкольного возраста с нарушением зрения наиболее благоприятно расположена для нравственного воспитания. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка. Воспитание как узел, в котором сходится мораль и нравственность, традиционно рассматриваемая в психоло ...