Образование: статьи и материалы » Использование средств новых информационных технологий на уроках труда » Система средств обучения на базе новых информационных технологий

Система средств обучения на базе новых информационных технологий

Страница 2

Помимо вышеперечисленного в ССО на базе НИТ целесообразно включать и традиционные средства обучения, обеспечивающие поддержку процесса преподавания того или иного учебного предмета. Необходимость этого обусловлена их специфическими функциями, которые передать СНИТ либо невозможно, либо нецелесообразно с психолого-педагогической или гигиенической точки зрения. Например, демонстрацию статической информации, представляемой учащимся для запоминания теоретических положений, а также систематизированные сведения, справочные данные, которые ученик должен запомнить, следует предъявлять в виде учебных таблиц, схем. Систематически, из урока в урок, визуально воспринимая демонстрируемый таблицей материал, ученик непроизвольно запоминает его. При этом использование компьютера даже нецелесообразно. Если же справочный материал не подлежит запоминанию, а нужен лишь для кратковременного использования, его целесообразно выводить на экран с помощью специальной программы или пользоваться информационно - поисковой системой. Аналогичные рассуждения можно отнести к использованию учебных кинофильмов, диафильмов, транспарантов для графопроектора, включение которых в методическую канну учебного процесса должно быть педагогически оправданно.

Подытоживая вышеизложенное, можно предложить следующий состав системы средств обучения нового поколения, и которую входят средства обучения, функционирующие на базе НИТ, отметив при этом назначение составляющих:

средства обучения, предназначенные для поддержки процесса преподавания учебного предмета (курса), включающие программные средства;

объектно-ориентированные программные системы, предназначенные для формирования информационной культуры и, в частности, культуры учебной деятельности;

учебное, демонстрационное оборудование, сопрягаемое с ЭВМ, предназначенное для самостоятельного изучения учебного материала при обеспечении предметности деятельности, ее практической направленности и, кроме того, позволяющее обучаемому реализовывать спектр возможностей СНИТ (управлять реальными объектами, осуществлять ввод и манипулирование текстовой и графической информацией, получать и использовать в учебных целях информацию о регулируемом физическом параметре или процессе);

системы искусственного интеллекта, предназначенные для организации процесса самообучения;

предметно - ориентированные среды обучающего и развивающего назначения, в том числе одна из возможных реализаций - информационно - предметная среда со встроенными элементами технологии обучения.

Средства обучения, в том числе функционирующие на базе НИТ, в совокупности с учебно-методическими материалами (учебники, учебные пособия для учащихся, методические пособия, рекомендации для учителя) образуют некую целостность, представленную определенным составом и структурой, - Учебно-методический комплекс (УМК) на базе СНИТ. Под структурой УМК на базе СНИТ будем понимать определенную взаимосвязь, взаиморасположение его составных частей.

Ниже представлена Структура Учебно - методического комплекса на базе СНИТ, в которой указано назначение основных его составных частей. Состав УМК на базе СНИТ можно варьировать в зависимости от целей, задач и содержания учебного предмета (курса), изучение которого производится с использованием СНИТ. УМК на базе СНИТ можно предложить для использования и процессе преподавания любого общеобразовательного предмета при условии обеспечения возможности и перекомплектации отдельных его блоков (см.: Структура Учебно-методического комплекса на базе СНИТ) и наполнения компонентов (отдельные средства обучения, программные средства, учебно-наглядные пособия и т.д.) соответствующим предметным содержанием.

Прокомментируем Структуру Учебно-методического комплекса на базе СНИТ, представив основные выводы, вытекающие из рассмотрения места и роли отдельных его компонентов, отметив их назначение в определенных образовательных целях.

В связи с внедрением СНИТ в образовательный процесс значительное место среди средств обучения, как в отечественной, так и в зарубежной школе стали занимать принципиально новые (как по формам организации учебной деятельности, так и по своим возможностям) средства и устройства. К ним можно отнести программные средства различных типов, предназначенные для поддержки процесса преподавания; объектно-ориентированные программные системы, предназначенные для формирования информационной культуры; учебное, демонстрационное оборудование, сопрягаемое с ЭВМ, предназначенное для организации учебной деятельности с реальными объектами, управляемыми ЭВМ, или с источниками информации об изменяющемся, регулируемом физическом параметре. Используются также, пока на экспериментальном уровне, предметно - ориентированные среды обучающего и развивающего назначения системы искусственного интеллекта, реализованные в виде учебных баз данных, экспертных обучающих систем, учебных баз знаний, ориентированные на организацию процесса самообучения.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Влияния ситуации на везение и удачу
Шар ситуации - это психоинформационная структура высшего порядка. Существуют две управляющие силы, составляющие шар ситуации. Первая - мысль или идея. Для того чтобы идея могла оказывать влияние на ситуацию и обстоятельства, ей нужна сила. Причем такая сила, которая выражена в намерении, желании, с ...

Особенности личностных свойств и межличностных отношений младших школьников, их связь с особенностями коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе
В результате проведенного психологического исследования учащихся 2-в класса были выявлены следующие взаимосвязи личностных свойств. Данные исследования представлены на таблице 1 и рис.1. Из данных таблицы и графического рисунка мы видим, что у детей данного класса: 1) показатель общительности, добр ...

Ход и анализ коррекционного этапа исследования
На основании теоретического анализа литературы по проблеме исследования, данных констатирующего эксперимента были выявлены направления, методы и приемы совместной работы школы и семьи в условиях интегрированного обучения с детьми младшего школьного возраста. Коррекционное обучение строилось с учето ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru