Основной и ведущей формой обучения является урок как главное звено всей классно-кабинетной работы. Другие формы обучения применяются как правило, в тесной связи с уроком для более глубокого полноценного решения задач обучения.
Сущность и назначение урока. Урок представляет собой ограниченную во времени, организованную систему обучения – воспитательного индивидуального взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, умений и навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога.
Структура и типы урока, орган. деятел. учителя. Структура урока и его тип образуются из комбинации основных элементов процесса обучения. Структурное построение урока зависит от конкретных учебно-воспитательных задач, характера предполагаемой на уроке деятельности и обучающего взаимодействия учителя с детьми.
Наиболее распространенным типом занятия является комбинированный урок. В его структуре присутствует все основные элементы обучения. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала. К. урок включает :
1. организационную и содержательную установку
2. проверку глубины понимания и прочности знаний учащихся
3. взаимодействие педагога и детей на основе сообщения – усвоения новых знаний, умений, навыков.
4. закрепление изученного материала и упражнения
5. диагностику прочности усвоения знаний
6. инструктаж по выполнению дом. задания
Если комб. тип урока на практике становится единственной формой обучения, а его структура, постоянно остается неизменной, в учебной работе возникает шаблон и фармолизм.
Урок может быть построен и как занятие по передаче-усвоению новых знаний, умений и навыков. Необходимость в нем возникает тогда, когда учителю с учащимися предстоит изучить цельный, логически завершенный учебный материал или сделать обстоятельное вступление в новую тему.
Структура такого урока включает:
Организацию введения в урок
Передачу-усвоения новых знаний (изложения нов. инф. учителем или организация самостоятельной работы с комп. литературой и т.д.)
Закрепление-диагностика прочности знаний путем наблюдения учителя или контрольных бесед.
Инструктаж по дальнейшей работе над темой и конкретные задания для самост. работы дома, в библиотеке и т.д.
Завершения изучения целой темы требует проведения особого типа урока, посвященного закреплению знаний, отработке в спец. упражнениях умений и навыков. Его структура включает:
Введение и организацию урока
Упражнения различных видов и степени сложности по пройденному материалу
Демонстрация учащимися результатов проделанной работы
Краткая закл. часть урока посвящается подведению итогов работы учителем
Отдельные уроки посвящаются обобщающему повторению. Структура этого типа урока включает:
Введение и первоначальную организацию
Повторение (устный опрос, письменная работа, дискуссия)
Диагностика и анализ глубины и прочности знаний, рекомендации по самостоятельной работе
Заключение, используемое педагогом для подведения итогов
Наконец, урок может быть посвящен контрольной работе. Изучение нового материала, его повторение, все это предполагает всеобщую объективную проверку состояния знаний детей. Высшей формой заключ. проверки знаний явл. экзамен. Но и в ходе учебного процесса возникает необходимость контрольных, диагностических проверок. Для этого и применяются специальные контрольные уроки, структура которых включает:
1. Вводную объяснительную часть
2. Основную часть, собственно самостоятельную работу
3. Заключительную, для ориентировки детей в предстоящим изучении нового материала
Возможны и другие типы и комбинации уроков. Особенность урока как формы обучения состоит в том, что урок можно преобразовывать с одного в другой напр.: спаренные уроки в лекцию, урок изуч. художественных текстов в семинарское занятие. Применение того или иного типа урока обусловлено возрастными особенностями детей. Младший школьный возраст требует мобильности формы, частой смены видов деятельности, чему больше соответствует комбинированная структура урока. Старший школьник, способен к длительному трудовому усилию и систематической работе на уроках, посвященных упражнениям или усвоению новых знаний.
Опытные учителя планируют каждый урок так, чтобы на нем обязательно произошло полное усвоение учебного материала всеми учащимися.
Похожие статьи:
Идея народности в аксиологическом воспитании детей
Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относятся ко всем другим народам. Вместе с тем они предпо ...
Развитие мышления в онтогенезе
Развитие мышление начинается в младенческом возрасте и в течение первого года жизни (а Л. С. Выготский говорил, что в течение двух лет жизни), формирование мышления идет независимо от функции речи по своим собственным законам. Основным условием развития мышления детей является целенаправленное восп ...
Личностно-ориентированная технология
Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире, на сегодняшний день является, личностно – ориентированное образование. Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность су ...