Итак, игра — непринужденная деятельность в воображаемой ситуации по определенным правилам. И если субъективная цель игры, ее мотив находятся в самом процессе деятельности, доставляющем удовольствие, то объективное значение игровой деятельности заключается в формировании и тренировке физических и духовных способностей, необходимых для осуществления других видов деятельности и жизни личности в обществе.
Существует много различных концепций игровой деятельности. Их многообразие обусловлено как различием методологических позиций, с точки зрения которых определяется игра (например, позитивизм или фрейдизм), так и сложностью и многообразием самого феномена игры и ее функциональных значений. Усложняет понимание игры и то, что детская игра имеет не только предпосылки в животном мире, но и .переходит в другие виды деятельности, в которых исчезает игра, но сохраняется игровое начало.
Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода (детства до начала отрочеств); ведь она есть произвольное изображение внутреннего мира, изображение его по его собственной необходимости и потребности, что выражается уже самим словом.
Игра – самое чистое и самое духовное проявление человека на этой ступени, но в то же время она является прообразом и копией всей человеческой жизни, внутренней, сокровенной, естественной как в человеке, так и во всех вещах; поэтому игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из неё.
Возможное использование игры в педагогическом процессе.
Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. В нем могут быть использованы уже готовые, например, настольные игры с познавательным содержанием или игровые оболочки готового учебного материала. Игровые оболочки можно составлять для одной, отдельной дисциплины или всей учебной деятельности на протяжении длительного промежутка времени. Можно выделить три группы, подходящих для использования в образовательных учреждениях. 1. Короткие игры. Под словом «игра» мы чаще всего подразумеваем игры именно этой группы. К ним относятся предметные, сюжетно- ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач. Примерами подобных задач выступают усвоения каких - нибудь конкретных правил, отработка навыка и т.д. 2. Игровые оболочки. Эти группы (скорее даже уже не игры, а игровые формы организации учебной деятельности) более продолжительны по времени. Чаще всего они ограничены рамками урока, но могут продолжаться и несколько дольше. К ним относится такой захватывающий приём, как создание единой игровой оболочки урока, т.е. представление урока в виде целостной учёбы- игры. 3. Длительные развивающие игры. Игры подобного типа рассчитаны на различные временные промежутки и психических и личностных качеств ребёнка. Особенностью этой группы игр выступают серьезность и деловитость. Игры этой группы более похожи на игры, как мы их себе представляем, - с шутками и смехом, а не на ответственно выполняемое дело. Собственно, они и учат ответственности - это игры воспитывающей направленности. Великий русский педагог К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал большое воспитательное значение игры, готовящей ребенка к творческому труду, деятельности, жизни. Он отмечал, что в игре ребенок ищет не только удовольствие, но и серьёзных знаний; игра- это мир практической деятельности ребенка, которая удовлетворяет не только физические, но и духовные его потребности. Игра- средство воспитания. Игра создает коллектив. Общие переживания в игре объединяют детей. В игре воспитывается чувство товарищества, взаимная поддержка. И.К.Крупская и А.С.Макаренко подчеркивали значение игры как средство коммуникативного воспитания, как средство всестороннего развития личности. Но ребенок, конечно, играет не для того, чтобы подготовиться к жизни: игра становится для него подготовкой к жизни потому, что взрослые организуют ее так. Возможность так ее организовать обусловлена тем, что в игру, как мы уже видели, естественно, закономерно входит прежде всего новое, нарождающееся и еще не ставшее привычным, – развивающееся.
На разных этапах развития детям свойственны разные игры – в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается.
Впоследствии игра, особенно у взрослых, отделившись от неигровой деятельности и осложняясь в своем сюжетном содержании, вовсе уходит на подмостки, в театр, на эстраду, на сцену, отделяясь от жизни рампой, и принимает новые специфические формы и черты. При этом сложность сюжетного содержания и, главное, совершенство, которого требует на более высоких уровнях развития его воплощение в действии, придают игре особый характер. Игра становится искусством. Это искусство требует большой особой работы над собой. Искусство становится специальностью, профессией. Игра здесь переходит в труд. Играющим, действующим в игре - искусстве актером являются лишь немногие люди; среди взрослых только они сохраняют за собой, поднимая ее на новую ступень, ту привилегию, которой в детстве пользуется каждый, – принимать на себя всевозможные доступные воображению роли и воплощать в своей собственной деятельности их многоликую жизнь; остальные участвуют в игре в качестве зрителей, переживая, но не действуя; не действием, а мечтой они входят в ту или иную роль, что тоже требует более или менее высокого уровня развития.
Похожие статьи:
Оценка уровня речевого развития детей в ДОУ
Базой исследования явилось МБДОУ ДС № 37, дети старшей и средней группы. Группы обучаются по программе «Истоки». В программе «Истоки « целостно определены содержание и характер современного педагогического процесса, направленного на развитие базиса личностной культуры у ребенка дошкольного возраста ...
Требования к методике руководства физкультурной деятельностью в детском
саду
1. Обучая детей различным навыкам, приемам выполнения движений, воспитатель должен обеспечить правильный показ движения. 2. При организации занятия следить за тем, чтобы дети самовольно не использовали снаряды и тренажеры. 3. Не допускать нахождения детей в зале или на физкультурной площадке без пр ...
Методы и музыкальный репертуар, направленные на развитие музыкального
восприятия у детей дошкольного возраста
Музыкальный репертуар, используемый в процессе развития детского музыкального восприятия, определяет содержание музыкального образования ребенка в целом. В связи с этим в качестве его важнейших критериев можно выделить такие, как художественная ценность, воспитательная направленность, педагогическа ...