По Н.В. Кузьминой, любая педагогическая система имеет довольно простую структуру. Она разводит понятия структурных и функциональных компонентов: «Структурные компоненты – это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых собственно, образует эти системы, во-первых, и отличает от всех других систем – во-вторых». К ним принадлежат цели, учебная информация, средства педагогической коммуникации, педагоги и учении (рис. 1).
Рисунок 1 – Модель взаимосвязи структурных и функциональных компонентов (по Н.В. Кузьминой)
Данная модель более полно описывает педагогическую реальность и даёт возможность понять место и структуру педагогического мастерства, и состоит из двух групп компонентов – структурных и функциональных (таб. 1).
Таблица 1 – Компоненты педагогического мастерства
Структурные |
Функциональные |
наличие педагогической сверхзадачи |
проектировочные способности педагога |
педагогическая направленность |
организационные способности педагога |
владение профессиональными знаниями и умениями (привычками). |
конструктивные способности педагога |
владения педагогическими средствами (методиками, технологиями, техникой) |
коммуникативные способности педагога |
интуиция справедливого оценивания |
оценочные способности педагога |
интуиция профессиональной ориентации |
прогностические способности педагога |
Таким образом, сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности самого педагога, которые обеспечивают его успешность. И, хотя, мастерство в своей творческой деятельности глубоко индивидуально, можно выделить общие компоненты педагогического мастерства:
Личностные качества педагога: высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям; педагогические способности: терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, педагогические способности в какой-либо области; профессиональная педагогическая направленность.
Профессиональные знания: знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение решать педагогические задачи.
Профессиональная педагогическая техника – совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания.
Компоненты педагогической техники: 1) умение педагога управлять своим поведением: владение мимикой, пантомимой; управление эмоциями, настроением; социально-перцептивные способности (способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия): внимание, наблюдательность, воображение; техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи); 2) умение воздействовать на личность и коллектив.
Таким образом, педагогическое мастерство – это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности.
Похожие статьи:
Работа детей с приспособлениями по развитию органов восприятия
Развитие чувства осязания. Например, распознавание гладкой поверхности и шероховатой с помощью дощечек, на которые наклеены гладкая и шероховатая поверхности (например, глянцевая и наждачная бумага). Ребенок учиться «видеть руками». В три приема дети должны понять, какие виды поверхностей они «увид ...
Особенности психического развития и социализации детей, воспитывающихся в
детском доме
Приведенный выше материал позволяет переходить к более подробной аналитике особенностей развития детей, получающих образование в специализированных учреждениях, об образовании детей – сирот, а также к анализу педагогических средств и средств социализации, которые этим детям необходимы. Начнем анали ...
Формирование графических навыков у дошкольников
В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для воспитания развития личности. В процессе рисования у ребенка совершенствуются, наблюдательность, эстетическое воспитание, эстетические эмоции, художественный вкус, творчески ...