Образование – это обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением. На предоставлении обучения специализируется школьные, дошкольные и высшие, базовые и специальные учебные заведения, а также различные субъекты, влияющие на процесс развития и обучения личности. «Школа» — это греческое слово, означающее «времяпрепровождение», «досуг». В системе образования молодой человек находится до четверти века под контролем педагогов, воспитателей в учебное и во внеучебное время. Поэтому ставится задача именно образованию формировать законопослушных граждан, относящихся с уважением к нормам, традициям, властным институтам. Правда, на этот счет есть и другие точки зрения. В 1971 г. в США вышла книга Ивана Иллиха «Общество, отказавшееся от образования». Автор предложил отменить обязательное обучение, запретить спрашивать документы об образовании при приеме на работу. По его мнению, школа не развивает ребенка, а готовит детали для общественной машины, подавляет личность. Этим был поставлен вопрос о реформации образования и его ограничении: что правильного в системе образования и чему эта система должна содействовать для индустриального развивающегося общества. Другими словами следовало определить и чётко разграничить функции системы образования.
Этому вопросу уделяли значительное внимание такие учёные, как Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Герберт Спенсер. По мнению Эмиля Дюркгейма основной функцией образования является передача ценностей господствующей культуры. По мнению Макса Вебера социальные функции образования связаны с экономическими, политическими процессами, которые происходят в обществе на данном этапе. Для примера можно взять образование в оккупации. Именно после оккупационных режимов нацистской Германии, после второй мировой войны проблемы образования выходят на новый виток своего развития; социология образования образовалась как самостоятельная область знаний.
Итак, что же такое общее образование? И для чего оно нужно? Давайте ответим на эти главные вопросы. Общее образование — первый уровень образования — не профессиональное и не специальное образование. В настоящее время, к общему образованию в широком смысле принято относить следующие составляющие: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее и дополнительное образование детей. Иногда, дошкольное или начальное общее образование не включаются в понятие общее образование и рассматриваются отдельно. В России и некоторых других странах, три уровня — начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее, иногда называют средним образованием, так как они включены в школьное образование и преподаются в средних школах.
Обучение в государственных средних школах (в том числе школах с углублённым изучением предметов) официально является бесплатным. В последние десятилетия существования СССР школы также бесплатно снабжали учеников учебниками, сейчас учебные пособия приобретаются.
В настоящее время полный курс обучения в российской школе занимает 11 лет.
До 1986 года курс школьного обучения был 10-летним (начальная школа — 3 года, основная — 5 лет, старшая — 2). Затем в порядке эксперимента был введён 4-летний курс начальной школы, но ученикам предоставлялась возможность выбора, по 3-летней (10-летней) или 4-летней (11-летней) программе им учиться. При этом ученики, обучавшиеся по 3-летней программе, при переходе на основную ступень «перепрыгивали через номер» — из 3-го класса переходили в 5-й, причём единовременно, в 1989 году, такое «перепрыгивание» было произведено во всех классах. В настоящее время 3-летнее начальное обучение отменено полностью: все вновь поступающие в школу дети учатся по 11-летней программе.
Данная тема является актуальной, потому что образование – это неотъемлемая часть жизни человека. Начиная со школьной парты, дети получают базовые знания для дальнейшей жизнедеятельности. Школа, исследуя и анализируя умственное развитие каждого ученика, а также его показатель обучаемости, ставит своей задачей создать благоприятные условия для самореализации учащихся, для перехода учащихся из ближайшей зоны развития в актуальную зону развития.
Цель – изучение и анализ образовательных услуг в деятельности общеобразовательного учреждения.
Задачи:
Ознакомиться с историей развития школьного образования в России.
Проанализировать образовательные программы и нормативно-правовое обеспечение школьного образования РФ.
Раскрыть содержание и специфику деятельности школьных образовательных учреждений по предоставлению образовательных услуг (на примере ГОУ средней общеобразовательной школы № 929).
Рассмотреть образовательные программы и определить основные направления деятельности ГОУ СОШ № 929.
Исследовать обеспечение образовательного процесса и воспитательную работу ГОУ СОШ № 929.
Определить пути совершенствования, доступности и качества услуг школьного образования.
Объект дипломной работы: Система образовательных услуг в общеобразовательном учреждении.
Предмет дипломной работы: Пути совершенствования школьного образования на примере ГОУ СОШ № 929.
При реализации задач дипломного исследования использовались такие методы как анализ педагогической литературы, изучение монографических публикаций и статей, изучение нормативно-правовой базы, описание, наблюдение, статистический анализ, анализ деятельности общеобразовательного учреждения (на примере ГОУ средней общеобразовательной школы № 929) по предоставлению школьных образовательных услуг.
Базой исследования является Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 929.
В первой главе дипломного исследования, приводятся изучение создания общеобразовательных учреждений в России. Описывается, что такое образовательная программа и для чего она нужна школе.
Во второй главе анализируются основные направления деятельности школьных образовательных учреждений. В частности, исследуется деятельность школьного образовательного учреждения (на примере ГОУ средней общеобразовательной школы № 929) по предоставлению школьных образовательных услуг, а именно: характеристика образовательного учреждения, образовательный процесс, основные задачи, образовательная программа и основные направления школы, и как происходит воспитательный процесс.
Похожие статьи:
Художественно-педагогические игры на уроках изобразительного искусства
Программы и методические разработки по изобразительному искусству (Б. Юсов, Б. Неменский) предлагают множество игр: «Три мастера», «Морской флот», «Народные праздники», «Художественный совет» и др. К каким видам игр их можно отнести? Безусловно, ролевые игры - «всем возрастам покорны». А как быть с ...
Современный этап развития методики и методики развития речи дошкольников
Развитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения — это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи. Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение гра ...
Формирование коллектива младших школьников в контексте педагогического взаимодействия
Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. В философии процесс развития коллекти ...