Образование: статьи и материалы » Развитие профессиональной компетентности на примере Красночикойского профессионального лицея №22

Развитие профессиональной компетентности на примере Красночикойского профессионального лицея №22

Образование преобразует и направляет ход жизни общества, сохраняя все ценное для человека, его потенциал и жизненные силы, и определяет индивидуальную жизненную стратегию, превращая тем самым «общество сегодня» в «общество завтра», так как влияет на общественное сознание. Именно образование гарантирует реалистические условия для развивающегося общества, формирует новое мышление, новое видение смысла жизни.

Демократизация общества активизировала инновационные процессы в образовании, возникла потребность в подготовке творческих специалистов.

Образование должно не только давать знания, но и изменять отношение человека к окружающей среде, обеспечивая его пригодность к деятельности в меняющихся условиях.

Компетентность (от лат. competens – соответствующий) – 1) область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений; 2) знания, опыт в какой-либо области.

Компетенция (книжн.) – 1. Круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен. 2. Круг чьих-либо полномочий, прав.

Актуальность данной темы несомненна, так как сегодня можно с полным основанием говорить о кризисе знаниево-просветительской парадигмы, который обусловлен несколькими причинами. Первая из них связана с изменением самого феномена знания и его соотношения с общественной практикой; добывание информации становится приоритетной сферой профессиональной деятельности человека и условием существования всякого современного производства вообще, темпы обновления знаний соизмеримы с темпами перестройки производственных поточных линий. В этих условиях, как ни парадоксально, знаниевое назначение стало утрачивать смысл. Обучение «вечным истинам», разумеется, необходимо, но без умения обновлять оперативную часть своего культурного опыта учащийся не может считаться подготовленным к жизни.

Другая причина кризиса знаниевой парадигмы видится в том, что отпадает необходимость перегружать память учащегося «про запас», ибо существуют хранилища информации иной природы. Надо только научить учащихся пользоваться ими. Приоритет самостоятельности и субъективности индивида в современном мире требует укрепления общекультурного фундамента образования, развития умений мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного рода социальных, экономических и других задач и разумного нравственно-целесообразного преобразования действительности. Востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. Структура же знаниевого образования «не настроена» на эту функцию.

Те, кто пытается выйти за рамки «зуновского» образовательного пространства, явно или негласно исходят из того, что реально существуют «два образования». Первое, представленное в программах, подлежит обязательному усвоению и контролю, второе – «скрытое образование» (В.И. Слободчиков) – является своего рода вторичным продуктом образовательного процесса. Сюда, по сути, относятся все результаты, способствующие формированию компетентности, личностного опыта и других показателей образованности, которые нельзя сложить из набора знаний и умений. И как это часто бывает в процессе социальных модернизаций, то, что раньше было побочным, теперь становится приоритетным.

Компетентностный подход сегодня активно обсуждается (Е.Я. Коган, В.В. Лаптев, О.Е. Лебедев, Е.А. Ленская, А.А. Пинский, И.Д. Фрумин, Б.Д. Эльконин и др.). В нем отражен такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т.е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций. Разумеется, предметное знание при этом не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней подчиненную, ориентированную роль.

Учащиеся, которые приходят в профессиональные образовательные учреждения хотят получить специальные знания, приобрести опыт, развить свои способности, а значит стать личностью, проявляющей себя как сложная самоуправляющаяся система с множеством различных качеств и свойств при взаимодействии с окружающим миром. Личность может развиваться только в процессе собственной практической деятельности. Ведь хорошо известна истина, что человека невозможно научить чему-либо извне, если н сам не захочет учиться, не овладеет умением самостоятельно добывать знания.

Именно умение самостоятельно добывать знания имеет важное значение в развитии личности. Поэтому сегодня, в условиях рыночных отношений, наиболее актуальным в системе НПО является развитие в учащемся личности, становящейся в процессе самостоятельной деятельности, самоопределения и обособления коммуникабельной, неповторимой, самобытной, т.е. индивидуальностью, активно и творчески проявляющей себя.

Значительную роль для развития профессиональной компетентности учащихся, играет дополнительное образование, которое является важнейшей составляющей воспитательного процесса. В ПЛ №22 дополнительное образование представлено внеурочными учебными занятиями (кружками, факультативами), многообразной внеурочной воспитательной работой.

В профессиональных училищах и лицеях имеется благодатная почва для создания и развития воспитательной системы на основе освоения обучающимися выбранной профессии (специальности) формирования у них профессиональной компетентности.

Важное место в воспитательной работе с обучающимися занимает развитие у них интереса к науке и технике, вовлечение их в различные предметные кружки и кружки технического творчества, где воспитываются будущие изобретатели и рационализаторы. Такие занятия развивают обучающихся, способствуют их общеобразовательной и профессиональной подготовке.

Именно в сфере дополнительного образования идет сейчас поиск путей обновления содержания базового образования.

Цель: разработать факультативный курс «Основы профессионального творчества для учащихся Красночикойского профессионального лицей № 22.

Предмет: развитие профессиональной компетентности учащихся в системе дополнительного профессионального образования.

Гипотеза: профессиональная компетентность учащихся будет успешно развиваться, если будут созданы условия, способствующие ее развитию.

Задачи:

1. Проанализировать литературу.

2. Раскрыть понятие компетентности и ее видов.

3. Рассмотреть систему профессионального образования.

4. Разработать программу факультативных занятий «Основы профессионального творчества».

Методы:

- теоретические: теоретический анализ, конкретизация, обобщение.

- эмпирические: наблюдение, беседы, изучение литературы.

Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения.


Похожие статьи:

Анализ ГОСО РК, программ по проблеме исследования
Все многообразие форм и методов организации разнообразной деятельности по формированию музыкального воспитания в современном ДОУ регламентируется учебно - методическими и программными документами. Изучение программно-методической литературы позволяет судить о довольно обширном педагогическом опыте ...

Подготовка педагога к проектированию учебного занятия в форме лабораторного занятия
Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения на базе среднего (полного) общего образования – 1 год 10 месяцев. Квалификационная характеристика выпускника. Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по организации, управлению ...

Суть концепции М. Монтессори
Развитием психики и воспитанием детей в возрасте от 3 до 7 лет по определенной системе занималась Мария Монтессори (1870—1952) в Риме. Она считала этот возраст важным в психическом развитии ребенка. Ее опыт работы с «ненормальными детьми» (так в те годы называли детей с задержкой психического разви ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru