Наиболее значительное развитие школы и педагогики в России Нового времени пришлось на вторую половину XIX в. - эпоху важных социальных реформ, предпринятых в ходе отмены крепостной зависимости крестьянства. В обществе широко распространялся взгляд на просвещение как на способ изменения условий жизни. В педагогике нарастало внимание к отдельной личности. Как необходимое условие для выработки принципов воспитания и обучения рассматривалось изучение характера, быта, потребностей народных низов. В этот период в России развернулось мощное общественно-педагогическое движение. Борьба против сословной школы и за утверждение светскости образования, догматизма и схоластики, зубрежки и муштры, за образование женщин, уважительное отношение к личности ребенка, разработка на прогрессивных началах дидактических вопросов, требование широкой сети народных школ — таковы были важнейшие вопросы, выдвинутые русской прогрессивной педагогикой 60-х гг. XIX в.
Под влиянием общественно-педагогического движения в эти годы развивается педагогическая журналистика и издаются журналы: "Учитель", "Журнал для воспитания", "Русский педагогический вестник", "Журнал Министерства народного просвещения", "Педагогическим сборник", "Журнал для родителей и наставников" и др. Вопросы воспитания и народного образования освещались также литературными, политическими и профессиональными журналами. Например, в "Современнике" – журнале революционно-демократического направления были помещены статьи педагогического содержания Н.Г.Чернышевского (1828-1889) "Заметки в журналах", "Научились ли?" и Н.А. Добролюбова (1836-1861) "О значении авторитета в воспитании", "Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами".
В 1856 г. в журнале "Морской сборник" печатается статья известного русского хирурга Н.И.Пирогова (1810-1881) под названием "Вопросы жизни", которая имела значительный отклик в педагогических и общественных кругах, пробудив, как писал К.Д.Ушинский, "спавшую педагогическую мысль". В статье поднималась проблема общечеловеческого воспитания, цель которого автор видел в подготовке к жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором: "Быть человеком - вот к чему должно вести воспитание". Будучи попечителем Одесского и Киевского учебных округов, Н.И.Пирогов проявил себя сторонником и участником прогрессивных преобразований в системе просвещения. Он настаивал на либеральных, коллегиальных началах управления учебными заведениями, выступал против регламентации сверху программ обучения. В статье "Нужно ли сечь детей" осуждал применение телесных наказаний, доказывал антипедагогичность применения розг, считая, что это "уничтожает в ребенке стыд".
Похожие статьи:
Организация и методика проведения опытно-экспериментальной
работы по развитию воображения посредством природного материала на занятиях кружка
"Природа и фантазия"
Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области развития воображения старших дошкольников мы предлагаем программу кружка для детей старшего дошкольного возраста "Природа и фантазия" (приложение), в который входит система интегрированных занятий, включающих различные приёмы и методы р ...
Основные направления поликультурного воспитания в образовательном
пространстве Республики Мордовии
Республику Мордовия, как и всю Россию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый из этносов обладает собственным языком, уникальной культурой, собственными ценностями, включёнными в систему общечеловеческих ценностей, традициями, историей вплетённой в общую для всех россиян ист ...
Методика организации трудовых поручений в младшем дошкольном возрасте
Руководя выполнением детьми поручений, воспитатель изучает возможности детей своей группы. В повседневной работе, привлекая их к выполнению простых заданий, он наблюдает за каждым ребенком, выявляет уровень умений, желание, с каким он принимается за дело, способность довести его до конца самостояте ...