Термин «педагогическая технология» у многих вызывает сомнения, так как он всегда связывался с производством. Однако, поводом для его введения в педагогический лексикон послужила этимология данного слова: технология от греческого techne – искусство, мастерство, умение.
Рассматривая организацию педагогического процесса как совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса, а действие предполагает не только ответ на вопрос «что», но и «как»; к тому же помня, что слагаемые педагогического искусства – это занятия, умения и техника при грамотно использованном общении, соединенном с профессиональной увлеченностью, убежденностью, верой и педагогической импровизацией, - логично все это объединить в термин «педагогическая технология».
Ведущей, стержневой характеристикой технологии обучения является гибкость. Содержательная гибкость отражается, прежде всего, в возможности как дифференциации, так и интеграции содержания обучения. Сама же эта возможность имеет место благодаря блочному и модульному принципу построения учебного материала в предлагаемой технологии. Технологическая гибкость обеспечивает процессуальный аспект обучения, включающий вариативность методов обучения, гибкость системы контроля и оценки, индивидуализацию учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Область применения понятия «технология» в педагогике в настоящий момент не определена достаточно четко. Сегодня понятие «технология» употребляется в педагогике, по крайней мере, в трех смыслах:
1. Как синоним понятий «методика» или «форма организации обучения» (технология написания контрольной работы, технология организации групповой деятельности, технология общения и т.д.)
2. Как совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм (технология В.В. Давыдова, традиционная технология обучения и т.п.)
3. Как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами.
Использование понятия «технология» в первом смысле не дает педагогике чего-то нового, не конкретизирует процесс обучения. Просто происходит подмена одного понятия другим. Есть смысл уточнить, методика в большинстве случаев – это совокупность по организации и проведению учебного процесса. Педагогическую технологию характеризуют два принципиальных момента: гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебного процесса. Педагогическая технология – это упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата.
Во втором случае, когда под технологией подразумевается совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм, речь идет о новом понятии со своим смыслом. Однако в этом случает понятие «технология» теряет свой первоначальный смысл, с которым оно пришло из промышленной сферы. Поэтому термин «технология» лучше всего использовать только в третьей трактовке, которая сохраняет первоначальный, пришедший из промышленного производства, смысл.
В исследовании проблемы формирования гражданской культуры будущих учителей выявлены сущность, содержание и структура профессионально-ориентированных технологий обучения.
Похожие статьи:
Особенности использования дидактической игры и руководства ею в процессе
обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Игра - ведущая деятельность, обеспечивающая зону ближайшего развития, оказывающая развивающие воздействие на складывание психологического облика ребёнка с интеллектуальной недостаточностью. Среди множества причин, тормозящих самостоятельное, последовательное становление игры у ребёнка с интеллектуа ...
Особенности развития личности в младшем школьном возрасте
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равно ...
Формирование основ эстетического вкуса
Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус – понятие широкое; оно включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства. Но и п ...