Трудовое воспитание школьников как целенаправленный процесс обеспечивает преемственность между поколениями, общественный прогресс, подготовку к жизни и труду. Возникающие в труде отношения (к средствам, результатам труда и др,) являются фундаментальной основой формирования ценностных качеств личности, необходимых в сфере современного производства с различными формами собственности, в условиях повышения требований к компетенции, уровню профессионализма на рынке труда. Воспитание личности в трудовой деятельности, формирование осознанной потребности в труде имеет экономическое, социальное и нравственное значение. Подрастающее поколение нуждается в формирующем воздействии. Важная роль в этом сложном процессе, наряду с обществом и семьей, всегда принадлежала учителю. Особую социальную функцию в нем выполняет учитель начальных классов, закладывающий основы гуманного отношения личности с окружающим миром и обществом.
В научно-методической литературе исследуется содержание и организация труда школьника, система трудового воспитания. Согласно существующей в отечественной педагогике точке зрения, в труде происходит умственное, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание и физическое развитие личности.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для воспитательных воздействий в контексте трудового воспитания. Однако включение детей в труд необходимо осуществлять с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей.
Система трудового воспитания в школе использует все формы и методы, обеспечивающие сознательное, целеустремленное выполнение общественно полезного труда, дисциплину и организованность.
В Республике Мордовия система образования принимает активное участие в подготовке младших школьников к жизнедеятельности в поликультурном обществе. Поликультурное воспитание базируется на поликультурном образовании. Так, в кабинетах начальных классов школ республики создаётся предметно-развивающая среда, которая позволяет знакомить детей с элементами национальных культур. Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей школьника, важнейшим средством поликультурного воспитания.
Базой нашего исследования является 2 «А» класс МСОШ №11 г. Саранска. Профиль школы - трудовое обучение, уроки труда проводятся по 3 часа в неделю, вместо двух, как в остальных школах. С целью подтверждения выдвинутой гипотезы нами проводилась опытно – экспериментальная работа по трудовому воспитанию младших школьников поликультурного региона в Республике Мордовия, которая включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников.
Контрольными заданиями для определения уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников послужили задания из методики диагностики знаний детей о профессиях Е. И. Медвецкой «Что такое профессия».
Полученные результаты показали, что лишь у 20% детей экспериментальной и у 15% детей контрольной групп уровень воспитанности трудовых навыков и умений соответствует высокому; у 35% детей экспериментальной и 50% детей контрольной групп – среднему; у 45% детей экспериментальной и 35% контрольной групп - низкому.
Анализ результатов дает основание говорить о том, что у младших школьников преобладают средний и низкий уровень воспитанности трудовых навыков и умений. Поэтому мы считаем, что целесообразно провести работу по повышению уровня воспитанности трудовых навыков и умений школьников путем создания национально-культурной среды на уроках и во внеурочной деятельности.
С учетом результатов констатирующего исследования был спланирован формирующий эксперимент.
Цель формирующего эксперимента: воспитание трудовых навыков и умений младших школьников в системе поликультурного образования.
Похожие статьи:
Анализ уроков с использованием игровой деятельности
Игры и игровые задания- упражнения к школьным разделам языкознания. Речевая коммуникация детей легко проявляется в игровой деятельности, так как это естественная деятельность, требующая речевых умений. Все коммуникативно - лингвистические игры со словом и игровые задания имеют одновременно обучающу ...
Причины возникновения и развития девиантного поведения
у девочек-подростков
Подростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой. Поведение девочек в этом возрасте - внешнее проявление сложного процесса становления ее характера. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а ...
Критерии оценки качества подготовки специалистов в результате многоуровневой
подготовки
Понятие «профессионально-важные качества специалиста» под действием изменений общества и самого производства во многом расширилось и включает в себя многие качества, ранее относящиеся к социально значимым, профессионально значимым, личностно значимым. Роль личностного фактора в современных условиях ...