На вопрос «Что тебя привлекает в выбранной профессии?» учащиеся указали: «способность заниматься научной деятельностью», «общение с детьми», «творческая деятельность», «владение языками», «учить детей». Ответы определившихся с выбором профессии старшеклассников отражают их реальное представление того, чем они хотели бы заниматься в будущем.
На выбор учащихся влияет ряд факторов. На вопрос «Кто (что) повлиял(о) на твой выбор?» были даны ответы: «родители», «никто», «интерес к профессии», «учитель», «программа по телевизору» и др. Для старшеклассника важна поддержка старших, но ни родители, ни учителя не должны давить на ребенка.
На вопрос «Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с интересом? Какое?» учащиеся ответили: «пение, рисование», «вышивание», «чтение», «изучение английского языка». Увлечения старшеклассников отражают их направленность на выбранную профессию. А среди тех, кто еще не определился также немало интересующихся какой-либо деятельностью.
Старшеклассниками были выделены в качестве приоритетных ВУЗов такие как: ТУЛГУ, ТГПУ, РХТУ им. Менделеева, МГУ. Большинство учащихся не ответили на вопрос «В какой ВУЗ ты хотел(а) бы поступить?». Это указывает как о неопределенности выбора профессии, так и о затруднении в выборе ВУЗа. В последствии у старшеклассника могут возникнуть проблемы с самореализацией и социализацией.
В 11-ом классе на первый план выходит подготовка к экзаменам. Об этом свидетельствуют ответы на вопрос «Что ты делаешь (уже сделал(а)), чтобы подготовиться к поступлению в ВУЗ?»: «готовлюсь к экзаменам», «читаю соответствующую литературу», «посещаю подготовительные курсы», «ничего». Лишь 1 человек не ответил на данный вопрос.
На вопрос «Для меня будущая профессия – это…» старшеклассники ответили: «получение удовольствия от работы», «престижность, хорошая заработная плата», «любимое дело, хороший доход», «интересное занятие, часть жизни» и др. В результате для учащихся в работе важно не только удовольствие, но и доход.
Учащимися были выделены профессионально и личностно – важные качества будущей профессии: «любовь к будущей профессии», «образованность, компетентность, интеллигентность», «творческие задатки, умение рисовать», «любовь к детям, терпение, усердие», «принятие быстрых решений» и др. В отличие от девятиклассников, учащиеся 11-го класса конкретнее представляют себе те качества, которые необходимы именно в их выбранной профессии. Среди тех, кто еще не определился с выбором профессии, также были выделены личностно- и профессионально – важные качества.
Среди профориентацинных мероприятий, проводимых в школе, старшеклассниками были указаны: анкетирование, классные часы, профориентационные тесты. На вопрос «Помогают ли они тебе в выборе профессии?»: «Да» – ответило 5 учащихся, «Нет» – 5 учащихся, Не ответил – 1 учащийся. Подобные методы профориентации малоэффективны и в современных условиях не могут в полной мере заинтересовать старшеклассника.
На вопрос «Какие формы профориентационной работы ты считаешь интересными для современной молодежи» учащиеся ответили: встреча со специалистами, экскурсия в ВУЗ, профориентационные тренинги, встреча со студентами. Один из старшеклассников предложил провести один день в роли будущей профессии. Это доказывает, что интерактивные методы в настоящее время являются актуальной формой профориентации старшеклассников.
Похожие статьи:
История развития школьного образования
Шко́ла (от греч. σχολή, scholē) — учебное заведение (иначе — образовательное учреждение) начального, основного и полного среднего образования. В русском языке наименование «школа» относится также и иногда к высшему профессиональному образовательному учреждению (на ...
Составляющие воспитательного процесса в вузе
1) Педагогическая парадигма. Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы воспитать человека под влиянием принуждения, или как еще говорят – методом “кнута и пряника”. Основа воспитания в этой парадигме — власть воспитателя (педагога или родителя) над воспитанником. Соответственно воспит ...
Профессиограмма «коммерсант»
Содержание деятельности: профессиональная деятельность коммерсанта осуществляется в сфере товарного обращения и направлена на обеспечение функционирования предприятий всех организационно-правовых форм в целях рациональной организации коммерческой деятельности с учетом отраслевой, региональной и ном ...