Сегодня в образовании сложились две основные группы теорий обучения: ассоциативно-рефлекторная и деятельностная. В основе теорий первой группы лежат методологические основания, разработанные Дж. Локком, и окончательно оформленные в классно-урочной системе Я.А Коменского. Основополагающие принципы этого направления заключены в признании ассоциации механизмом любого акта учения и наглядности. Основными понятиями ассоциативно-рефлекторного учения являются понятия «ассоциация», «рефлекс», «стимул-реакция», а ведущим методом становится упражнение. Современное звучание ассоциативно-рефлекторной теории заключено в ориентации ее на формирование психических функций и создание условий их развития в процессе обучения. Знания усваиваются репродуктивно.
Деятельностные теории опираются на понятия «действие» и «задача». Действие предполагает преобразование субъектом того или иного объекта. Задача включает в себя цель, представленную в конкретных условиях ее достижения. В основе данного подхода лежит развитие творческого потенциала личности. Реализуется он в теории проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я Гальперин, Н.Ф. Талызина), теории учебной деятельности (В.В Давыдов, Д.Б. Эльконин), проектного обучения (Дж. Дьюи, Е.С. Полат)
В Рамках деятельностных теорий учения введено понятие «ведущая деятельность». Ей отведена главная роль в развитии человека на определенном возрастном этапе. Ведущая деятельность имеет следующие признаки:
1) в ней возникают и развиваются новые виды деятельности;
2) внутри ведущей деятельности формируются и перестраиваются психические процессы;
3) от нее в основном зависят основные психологические изменения личности ребенка.
Каждой ступени развития личности ребенка соответствует конкретный тип ведущей деятельности. Так, Д.Б. Эльконин выделал следующие ведущие деятельности для различных этапов детства:
младенчество (0-1 год) - непосредственно-эмоциональное общение;
ранее детство (1-3 года) – предметно-манипулятивная деятельность;
дошкольное детство (3-7 лет) – сюжетно-ролевая игра;
младший школьный возраст (7-10 лет) – учебная деятельность;
младшее подростничество (10-15 лет) – интимно-личное общение;
старшее подростничество 916-17 лет) – учебно-профессиональная деятельность.
Ведущий тип деятельности определяет возникновение и формирование психологических новообразований в данный период времени. Для учащихся начальной школы ведущим видом деятельности является учебная. В условиях ее реализации происходит становление учащегося как активного деятеля, способного к самоизменению. Такая деятельность не возникает сразу, а проходит определенный путь в своем становлении.
Представленная Д.Б. Элькониным классификация, в целом соответствует характеру психического развития современных детей, но ее следует уточнить, считает В.В. Давыдов. Он полагает, что детям от 10 до 15 лет присуща общественно значимая деятельность, которая включает в себя трудовую, общественно организационную, художественную и учебную деятельности.
В системе общего образования сложилось несколько различных точек зрения на понятие «учебная деятельность»: синоним учения, научения, обучения; ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте, особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий; один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов и дискуссий, теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков; самостоятельная работа обучающихся. Наибольшее распространение в теории и практике обучения получило преставление об учебной деятельности как о деятельности обучающегося по усвоению накопленных знаний, умений и навыков.
Обзор сложившихся подходов к структурированию учебной деятельности позволяет высказать общие и ориентировочные предположения о возможном круге существующих преставлений на строение учебной деятельности, об эволюции взглядов на отдельные ее компоненты, о включении категории времени в состав структуры.
Учебная деятельность выполняется во внешнем и внутреннем плане. Ее внешнее исполнение принято связывать с понятием «структура». В самой структуре выделяют основной и обслуживающие компоненты. В ней выделяют три звена – мотивационно-ориентирующее, центральное (рабочее) и контрольно-оценочное. К обслуживающим компонентам В.В. Давыдов относит основные психические процессы.
Выше обозначенные звенья учебной деятельности у Н.Я Чутко описывается как:
1) ориентировочное звено (анализ конкретных обстоятельств и условий с точки зрения достижения стоящей цели);
2) операционно-исполнительное звено (составление плана, выбор средств деятельности, реализация намеченного плана);
Похожие статьи:
Необходимость эстетического воспитания в современных условиях
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настрое ...
Программа работы социального педагога по преодолению негативного
воздействия телевидения на младших школьников
В ходе предварительного эмпирического исследования нами было выяснено, что в исследуемой нами группе детей большой популярностью пользуются развлекательные передачи. Проведенное в первой главе исследование позволяет сказать, что их качественное содержание в совокупностями с особенностями восприятия ...
Личность и авторитет учителя
Пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений. Именно поэтому в психологической науке существует множество определений личности. В.М. Бехтерев утверждает, что «личность с объективной точки зрения есть не что иное, как самостоятельная особь со своим психическим укладом и с инди ...