Учитывая результаты психолого-педагогических исследований структура занятия может быть следующей. После традиционного организационного момента (1-2 минуты), заключающегося в размещении детей на своих местах и ориентации их на учебно-трудовую деятельность, следует этап эмоциональной настройки. Его основная задача - заинтересовать учащихся предстоящей работой, создавая тем самым положительный эмоциональный фон занятия и стимулируя творческое отношение к решению задач. Третий этап - анализ образца изделия. Суть этой части занятия состоит в том, чтобы чётко и грамотно определить название, назначение изделия, разобрать его конструкцию. Непосредственно трудовая деятельность, в процессе которой у дошкольников формируются умения обрабатывать различные материалы с помощью специальных инструментов и приспособлений, занимает 17-20 минут, т.е. это самая продолжительная часть урока.
Изготовление изделия невозможно без планирования трудовой деятельности, в процессе которого определяется содержание и последовательность выполнения трудовых операций. Этап планирования трудовых действий полезно совмещать с собственно трудовой деятельностью. После изготовления изделия педагог отводит 2-3 минуты для подведения итогов, оценки художественно-творческой деятельности и результатов труда дошкольников. Заканчивается занятие апробацией изделий и уборкой рабочих мест. Помимо перечисленных этапов на занятии могут иметь место одна - две физические паузы (по усмотрению педагога).
Сокращение продолжительности занятия (35 минут), тенденция к снижению работоспособности детей к его концу, естественно, уменьшает продолжительность всех этапов и предполагает передвижение наиболее значимой его части, т.е. собственно трудовой деятельности, в первую половину занятия.
Неустойчивое внимание, эмоциональное восприятие окружающей обстановки, импульсивная активность, с одной стороны, и необходимость концентрации внимания и трудовых усилий при изготовлении изделий, с другой, требует специальной подготовки детей к предстоящей работе, подготовки именно психологической. Программа педагога должна быть принята как их собственная. Захотев работать, они будут стремиться приложить умения и старания для достижения поставленной цели. Появившееся у детей желание трудиться следует как можно скорее реализовать на практике. Однако, без знания того, что, как и в какой последовательности это делать, обойтись нельзя. Поэтому педагог, совмещая планирование трудовых операций с собственно трудовой деятельностью, удовлетворяет естественную для шестилеток потребность в движении и сокращает до минимума промежуток между возникшим желанием трудиться и самим трудом.
Знания о видах, свойствах, применении обрабатываемых материалов дошкольники также приобретают в процессе практической работы.
Задача подведения итогов занятия - анализ и оценка художественно-творческой деятельности и результатов труда дошкольников, такой итог целесообразнее подвести самому педагогу сразу же после завершения работы над изделием.
В этом случае анализ и оценка проделанной работы, исходящей от педагога, являются средством формирования аналогичных умений у дошкольников, приобретения ими объективности при самооценке. Уборка мусора, помещение оставшихся материалов, инструментов и приспособлений в отведённые для них места хранения помогают дошкольникам усвоить одно из важнейших трудовых умений - умение организовывать своё рабочее место. Заключительный этап занятия - апробация изделия. Ребятам разрешается поиграть с изделиями, причём играть можно как индивидуально, так и группами.
Похожие статьи:
Понятие аграмматической формы дисграфии
Причинами возникновения аграфии у грамотных людей могут быть перенесенные мозговые заболевания различной этиологии и травмы головного мозга в левом полушарии. В этих случаях нарушения письменной речи выражаются в ее распаде с различной степенью тяжести. У ребенка дисграфия часто бывает связана с ра ...
Виды методов активного обучения
При активном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга. Активные методы обучения позволяю ...
Методика обучения информатики и её роль в мировоззренческом развитии
учащихся
Общие вопросы методики обучения информатики в школе рассматривают цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения информатике, состояние и перспективы школьной дисциплины, соотношение информатики как науки и учебного предмета. Раскрываются назначение и функции образовательного с ...