Метод системного анализа позволяет рассматривать объект анализа не только и не столько с точки зрения его внутренней структуры (свойств элементов, характера их связи), но и как самостоятельный элемент в структуре (системе) более высокого порядка, в то же время зависимый от качества этой объемлющей системы. Например, таким объектом является образование.
Анализ образовательных проектов и программ. Желательно, чтобы эксперт, действующий в рамках методической службы, не только проводил оценку готовых проектов и программ, но и принимал участие в их разработке. В этом случае оп сможет не только влиять на процесс проектирования изменений, но и более полно разобраться в их сути и понимании их назначения людьми. Кроме того, ему придется иметь дело и с текстовым материалом проектов, программ, планов. Именно поэтому ему необходимо хорошо знать их формальную структуру, владеть требованиями, предъявляемыми к форме их разработки.
Ошибки оценивания при проведении экспертизы и способы их предотвращения.
Всякая оценка, и в том числе экспертная, предполагает измерение того, что есть, и его сравнение с тем, что должно быть. Никакой метод измерения не может обеспечить абсолютной его точности, в результате чего и возникают ошибки.
Обеспечение объективной и точной оценки - важная задача, трудность решения которой связана с тем, что совершаемые ошибки часто даже не осознаются теми, кто их допускает. Поэтому каждому принимающему участие в экспертизе необходимо четко представлять типы возможных ошибок и способы их устранения.
Анализ опыта оценки показывает, что существуют многочисленные источники ошибок: и недостаточная компетентность оценивающих, и их субъективные установки, и неполная информация о программах, и несовершенство используемых методов, и многое другое.
Прежде всего, рассмотрим те ошибки, которые возникают вследствие неверного использования уже специально разработанных для проведения экспертизы критериев и оценочных шкал.
Специальными исследованиями выделено несколько типов наиболее распространенных ошибок при оценивании.
Первый достаточно распространенный тип ошибок связан с неполным использованием оценочной шкалы. В результате этого возникают такие ошибки как строгость, мягкость или центризм, т.е. наличие единой усредненной оценки.
Второй тип ошибок состоит в том, что сравнение реального положения дел с нормой осуществляется некорректно. В результате возникают такие ошибки, как эффект "ореола", недавности, контраста.
Эффект "ореола" - тенденция оценивать всех специалистов или их разработки на одинаковом уровне по всем характеристикам. Как правило, это связано с тем, что предмет оценки имеет ярко выраженные положительные или отрицательные качества, "заслоняющие" другие характеристики. Отрицательными последствиями этой ошибки являются необъективность, не выявление как сильных, так и слабых сторон экспертируемого объекта.
Эффект не давности (свежести) - оценка производится на основе недавних фактов, событий и результатов, связанных с другими видами деятельности оцениваемого. В результате этого при оценке эксперт пользуется не наиболее значимой информацией, а той, которая была извлечена на момент экспертизы из кратковременной памяти, как правило, это бывает последняя информация. Так, на оценку эксперта может повлиять недавнее посещение занятий, неприятное воспоминание о недавней встрече с оцениваемым и др. Негативным последствием этого эффекта служит необъективность экспертной оценки.
Эффект контраста - влияние на оценку результатов оценок тех специалистов или их разработок, которые были оценены ранее. Этот эффект появляется из-за сравнения качеств не со стандартом, а с ранее оцениваемыми объектами. В результате при оценивании используется "гибкий" стандарт: как правило, после высокой оценки следующая оценка занижается, и наоборот, после низкой следующая оценка несколько завышается.
Атрибуция - использование в качестве объяснения оценки не характеристик оцениваемой деятельности, а качеств личности оцениваемого. Причинами возникновения этой ошибки служит, с одной стороны, придание чрезмерного значения личностным характеристикам, с другой - отсутствие необходимой для объективной оценки информации о самом предмете оценки. Предупреждение атрибуционной ошибки обеспечивается за счет накопления информации о самой экспертируемой деятельности, а не только об ее субъекте.
Как добиться повышения качества экспертизы и снижения вероятности возникновения ошибок? Универсальным средством является выработка четких, всем известных, согласованных и принимаемых всеми критериев проведения оценки:
формулировка и доведение до каждого эксперта четких определений того, что закладывается в каждое значение оценочных уровней шкалы;
Похожие статьи:
Литература для детей
Литература для подрастающего поколения в совокупности составляющих ее произведений исторически представляют собой сложное по нравственно-эстетическим параметрам, значительное по объему единство, опирающееся на прогрессивные традиции устного народного творчества и классической литературы, отечествен ...
Организация и методы проведения исследования
В соответствии с поставленными в исследовании задачами нами было осуществлено изучение некоторых особенностей психического развития младших школьников, обучающихся в классе интегрированного обучения, и особенностей их межличностных взаимоотношений. Исследование проводилось на базе средней школы №3 ...
Актив группы. Его роль, способы формирования и организация его деятельности
Актив складывается на основе учебной и общественной деятельности учащихся - это лучшие, наиболее сознательные, энергичные представители группы. Какой - то иной принцип отбора актива порочен в своей основе. Очень важно не ошибиться в определении кандидатур в состав актива группы. Изучая личные дела ...