«Главного районного великана» их стихов Михалкова любят за то. что он помогает и детям и взрослым. А вот для хулиганов он – гроза. И репортеры из заморских газет, как только узнали, что у чемпиона Егора папаша – милицейский старшина, то поклонились
По-английски извинились
И. закрыв магнитофон,
Быстро выбежали вон.
Сатира в стихах Михалкова на общественные и политические темы выражает неприятие поэтом отрицательных явлений действительности, отвращение к порокам капиталистического общества. Таковы сатирические произведения, имеющие яркую политическую окраску, «Миллионер», «Есть Америка такая», а также «Хижина дяди Тома» - политический памфлет, написанный в резко сатирическом плане. Автор сгущает, концентрирует отрицательное, обнажая в беспощадной критике пороки, скрытые за внешним лоском. Публицистичность, плакатная обобщенность политических стихов не мешают эмоциональному восприятию их читателями.
«Звенигород». А. Барто.
Серьезные социальные темы продолжает разрабатывать Барто и после войны. В 1947 году она создает поэму «Звенигород» - о детском доме, в котором живут дети, осиротевшие после войны:
Здесь со всех концов страны
Собраны ребята:
В этот дом их в дни войны
Привезли когда-то.
В основе поэмы – живая жизнь, поэтически воспроизведенная А. Барто. Поэтесса создает выразительные портреты детей, раскрывает глубину их переживаний:
Вдруг настанет тишина,
Что-то вспомнят дети…
И, как взрослый, у окна
Вдруг притихнет Петя.
Был у Клавы старший брат,
Лейтенант кудрявый,
Вот на карточке он снят
С годовалой Клавой.
Суровыми, сдержанными интонациями пронизаны строки, в которых говорится о горькой памяти войны, живущей в сердцах детей. Но поэтессе несвойственно одностороннее изображение жизни. Она умеет передавать всю полноту событий. Барто обращается к активному началу в детском коллективе:
На реке с восьми часов
Затеваю игры,
И от звонких голосов
Весь звенит Звенигород.
Дрене название города в этих строках наполняется новым смыслом. Звенигород становится символом звонкого детства, сохраненного огромной Советской страной.
Дети Звенигорода – единая семья:
Вдалеке зеленый бор
Виден в окна спальни…
Тридцать братьев и сестер
В лес уходят дальний.
А зимой катайся с гор
И у печки грейся.
Тридцать братьев и сестер,
Шумное семейство.
Барто подчеркивает, что дети не чувствуют здесь себя обездоленными. В основе сюжета лежит радостное событие: подготовка и проведение коллективного дня рождения. Детские эмоции находят самое живое и непосредственное выражение:
- Мне шесть лет! –
Кричит Никита. –
Я сегодня родился!
…………………….
- Чудеса кричит Сережа. –
И мое рожденье тоже.
От рассказа о празднике поэтесса переходит к теме единства детей и взрослых.
О детях-сиротах заботятся полковник авиации, потерявший своего сына во время войны, и работница с Трехгорки, спасавшая этих ребят во время бомбежки. Они считают детей Звенигорода своими: «Вот какая тут семья – дочки тут и сыновья». Малыши дороги не только тем. Кто приехал в гости 1-го июня на коллективный день рождения, но и всей стране. И основная идея поэмы: дети Звенигорода - счастливые и полноправные граждане своей Родины. Барто находит удивительные слова, доказывающие заботу страны о каждом ее гражданине:
О ребенке каждом
Думает страна.
Похожие статьи:
Характеристика и классификация общеразвивающих
упражнений
Для общеразвивающих упражнений характеристика, что в каждом из них согласуется динамичная работа одних мышц и статическая нагрузка на другие. Этим обеспечивается избирательность воздействия на конкретные части тела. Упражнения состоят из элементов, которые могут выполняться отдельно. Поэтому можно ...
Анкетирование старшеклассников с целью выявления особенностей
профессионального самоопределения
Анкетирование было проведено с целью исследования самоопределения школьников, а также профориентационной работы в школе на базе МОУ «Молочно-Дворская СОШ» пгт. Молочные Дворы Плавского района. Выборку составили учащиеся 9 (13 человек) и 11 (11 человек) классов. Анализ результатов анкетирования учащ ...
Опытно-экспериментальная
работа по определению уровня познавательного развития ребенка старшего
дошкольного возраста
Для исследования уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста мы провели экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов: - первичная диагностика познавательного развития ребенка (констатирующий эксперимент); - реализация комплекса занятий по развитию речи, направлен ...