В основе сюжетно-ролевой игры лежит сюжет, с помощью которого и можно решать поставленные педагогом задачи, проектируя те или иные сюжетные линии и их развороты. В дошкольном возрасте основа сюжетных игр должна быть связана с той областью социальных отношений, в которые будет в скором времени встраиваться ребенок. Это: школа, семья, дружеские отношения, профессиональные отношения, особенности межличностных отношений, связанные с полом, возрастом человека. Помимо этого сюжет может быть значительно обогащен дополнительными задачами, решение которых продвинет ребенка и в ознакомлении с основными социальными ролями и поможет развитию необходимых в дошкольном возрасте направлений (указанных выше).
Е.В. Заика [9] перечисляет несколько принципов, которые необходимо учитывать в проектировании игр:
1. Использование в работе только известного ребенку материала. В этом плане педагоги часто делают ошибку, пытаясь обсуждать с детьми те сюжеты, которые воспитаннику детского дома просто не знакомы.
2. Активизация позиции ребенка в игре. В сюжетно-ролевой игре уже не достаточно банального манипулирования с предметами, необходима активная деятельность ребенка по реализации собственной роли. Для этого педагогу необходимо убедиться, насколько ребенок знает собственную роль, осознает правила игры и согласен ли он с ними.
3. Активизация коллективных форм взаимодействия в игре. В детских домах очень часто наблюдается замкнутость детей, вследствие чего сложно говорить о возможностях коллективного освоения норм. Преодолеть эту замкнутость в силах педагога и интересно выстроенного с его помощью содержания игры.
4. Взаимообмен мнениями по поводу содержания игры и относительно тех задач, которые необходимо решить в игре.
5. Положительный эмоциональный фон.
Уже не раз упоминались дополнительные игровые задачи. Это дополнительные вопросы педагога относительно содержания игры, проблемные точки, которые встраиваются в содержание самим педагогом или встречаются детьми независимо от него. В этих проблемных точках может быть отражен спорный опыт культурной и общественной жизни человека. Преодолеть эти точки – значит выразить собственное мнение относительно этого опыта, относительно мнений других детей.
Роль педагога в игре не проста. С одной стороны он не должен мешать игре детей какими-либо вставками и отвлекать их. С другой стороны он должен поддерживать сам «дух» игры, помогать ребенку входить в игровую действительность и пользоваться ею. Поэтому мастерство педагога имеет очень большое значение и в данном случае.
Как оценивать эффективность игровой деятельности? Различные авторы предлагают разные подходы:
1. Измерение эффективности игровой деятельности по степени игрового интереса, который складывается из следующих пунктов:
- длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли;
- желание ребенка принимать на себя определенную роль;
- наличие у ребенка любимой роли;
- нежелание заканчивать игру;
- активное исполнение ребенком всех видов работ;
- желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.
2. Измерение эффективности по объему полученных в ходе игры знаний.
3. Измерение эффективности по уровню сформированности и принятия основных элементов игры (роли, правил и пр.). Так, к примеру, если ребенок не может заменить реальный предмет воображаемым, то это значит, что уровень его развития не позволяет играть полноценно и использовать ресурсы игры и в этом плане эффективность игры для него будет низкой.
При измерении эффективности необходимо разделять собственно стартовый уровень развития ребенка до игры и то, как игра повлияла на развитие ребенка.
В логике данной работы мы признаем за всеми детьми равные психические и интеллектуальные способности. Негативизм, несомый развитию ребенка закрытым учреждением, может быть преодолен педагогом перед игрой и в течение самой игры. Иногда для этого требуется достаточно большое количество затрачиваемого времени и труда.
Эффективность самой игры логично измерять, исходя из того, как мы понимаем игровую деятельность. Описанные в первом параграфе идеи Выготского и сформированная на этих идеях теория возрастной периодизации Эльконина позволяют говорить об удачной в педагогическом плане игре в следующих случаях:
Похожие статьи:
Эффективность внедрения ЭУМК "Компьютерная
графика" в учебный процесс
Основой дипломной работы послужил электронный учебно-методический комплекс "Компьютерная графика" в курсе информатики, элементы которого были созданы средствами программы Microsoft FrontPage. ЭУМК представляет собой совокупность HTML страниц, иерархической структуры, который может быть ус ...
Создание условий для трудовой деятельности
Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Оборудование для хозяйственно-бытового труда дет ...
Необходимость изучения компьютерной графики
в средней школе
Известный российский педагог Б.С. Гершунский в своей работе "Философия образования для XXI века" подчеркнул необходимость исследования "путей повышения эффективности педагогического процесса на основе его принципиальной переориентации: от преимущественно исполнительной, репродуктивно ...