А.Ш. Шахманова выделила такие направления образовательной деятельности, исходя из особенностей развития ребенка – дошкольника:
1. Физическое воспитание. Статистика указывает на довольно низкий уровень физического здоровья детей – воспитанников детских домов. «Важными моментами в физическом воспитании детей – сирот, говорит автор, являются: систематическое врачебное наблюдение, полноценное питание, регулярные спортивные занятия». Подчеркнем следующее высказывание автора: «Однако работа по физическому воспитанию с детьми – сиротами, учитывая их индивидуальные особенности, требует… поиска новых нестандартных форм, методов, средств…».
2. Нравственное воспитание. «Детский дом – учреждение закрытое, поэтому контакты детей с окружающим миром носят эпизодический характер. Изолированность воспитанников детских домов от социума накладывает особый отпечаток на их нравственное развитие вообще и на ознакомление с социальным миром в частности» . Как ответ на эти проблемы, многие педагоги предлагают следующие формы работы:
- групповые формы деятельности (в игре, труде и т.д.) как способы освоения культурных норм;
- религиозное образование;
- индивидуализация жизни ребенка в детском доме (наличие собственных вещей, предметов быта, книг и пр.);
- формы просвещения (литература, кино, театры, музеи).
«Однако в целом проблема ознакомления детей с окружающим миром в условиях детского дома еще не нашла свое отражение ни в теории дошкольной педагогики, ни в практике воспитания … необходимо создавать оригинальные методики по ознакомлению детей – сирот с социальным миром, гармоничному введению ребенка в окружающий мир и адаптации в нем».
3. Трудовое воспитание. Эта сфера издавна присутствует в содержании образовательных методов, которые применяются педагогами в детских домах. И эффективность этих методов достигается тогда, когда у ребенка происходит осознание социальной важности труда. В дошкольном возрасте важно развитие таких видов труда, как: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, учебный и т.д.
4. Половое воспитание. Дошкольный возраст – важнейший период для становления первичной половой идентификации и адаптации человека. «Важной задачей в половом воспитании детей-сирот является воспитание правильных, здоровых взаимоотношений между разнополыми детьми, адекватное, но в то же время очень корректное ознакомление детей с медико-биологическими вопросами полового просвещения».
5. Умственное воспитание. «Дошкольный возраст – важнейший период для ребенка в решении задач его интеллектуального развития, когда идет интенсивное развитие психических познавательных процессов, формируются навыки учебной деятельности, ярко выражается стремление к познанию окружающего мира, т.е. любознательность» . В этом возрасте важно уделять внимание развитию навыкам ситуативно-делового общения, навыкам, которые необходимы в школьном обучении, речи.
6. Эстетическое воспитание. «Дети, живущие в семье имеют более полное представление о мире прекрасного. Воспитанники детского дома лишены такой возможности». В дошкольный период складываются эстетические эталоны, на которые он будет ориентироваться в последующей жизни. В детских домах ведется определенная работа в этом направлении: детей знакомят с произведениями изобразительного искусства, музыкой учат понимать природу, обучают навыкам собственной эстетической деятельности (рисованию, лепке, пению, игре на музыкальных инструментах и т.д.)» .
То, что наше образование должно быть ориентировано на «получение» человека нравственного, умного, эстетически воспитанного и т.д. (см. по списку), понятно практически всем. Но как реализовать основные принципы образования на практике и, особенно в условиях закрытого специализированного образовательного учреждения, до конца не понятно. Это вопрос средств, методик и технологий. А.Ш. Шахманова неоднократно в процессе описания этих направлений указывала на то, что их разработанность (в плане поддержки конкретными эффективными педагогическими средствами) еще оставляет желать лучшего. В чем заключается проблема? Методическая поддержка образования детей – сирот – один из необходимых элементов собственно образовательного процесса. Но реализация этой поддержки ложится на плечи конкретных педагогов, их мастерства и компетентности.
Похожие статьи:
Гражданское общество как объективная основа гражданской культуры
Изучение социальной и культурно-философской, политической и социологической мысли второй половины ХХ века позволяет говорить о возрождении научного интереса к теории гражданского общества. Таким образом, научный интерес многих исследователей к теории гражданского общества можно определить как поиск ...
Использование художественной литературы как средства развития
связной речи у дошкольников
Речь дошкольника развивается в стихийных условиях [в семье, на улице, при помощи СМК]. Большое значение имеет создание специальных психолого-педагогических условий, способствующих ее развитию. Коммуникативная функция языка как средства общения делает его могучим орудием развития мысли, и, в свою оч ...
Формы организации эстетического воспитания
Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности. Воспитатель управляет процессом развития детей. Дети и сами любят художественную деятельность, и часто по ...