беглость - умение четко излагать свои мысли, справляться с затруднительными и тупиковыми ситуациями;
точность - умение четко и ясно донести свои мысли до собеседников.
Раскрывая сущность и роль коммуникативной компетенции, пособие Совета Европы не обходит вниманием знания о системе ценностей и представлений, принятых в культуре изучаемого языка.
В социолингвистическую компетенцию входят знания и умения, необходимые для эффективного использования языка в разных социальных контекстах. Здесь рассматриваются дифференциация языка по жанрам и регистрам, а также маркеры социальных отношений, нормы вежливости, устойчивые конвенциональные выражения, обобщающие многовековой опыт народа и являющийся важной составляющей его культуры, диалекты и социолекты, например, регистры общения включают торжественный, ритуальный, официальный, нейтральный, неформальный, разговорный, интимный.
Маркеры социальных отношений разных языков и культур варьируются в зависимости от статуса общающихся, их отношений, регистра общения и т. д.
Устойчивые конвенциональные выражения представлены пословицами, идиомами, крылатыми выражениями, поверьями, приметами, выражениями отношения и выражениями оценки.
Социолингвистическая компетенция также включает способность распознавать языковые особенности человека с точки зрения его социальной принадлежности, места проживания, происхождения, этнической принадлежности, рода занятий. Эти особенности отмечаются на уровне лексики, грамматики, фонетики, манеры говорить (ритм, громкость), паралингвистики и языка жестов.
Освоение всей совокупности компетенций дает возможность обучающимся совершать коммуникативные действия в четырех видах речевой деятельности: рецептивной (аудирование, чтение), продуктивной (говорение, письмо), интерактивной (диалогическое взаимодействие в устной или письменной речи), медиативной (интерпретация, перевод).
Содержательные параметры коммуникативных действий обусловлены спецификой той или иной сферы человеческой деятельности и рассматриваются в контексте повседневной, социально-общественной, профессиональной и образовательной сфер коммуникаций. В работе акцентируются также и другие детерминанты адекватного вербального поведения: ситуативный контекст, цель, тема, тип высказывания / текста, условия и ограничения.
Перечисленные компетенции подвергаются параметризации по шести условным уровням владения языком. В процессе градуирования учитываются также коммуникативные жанры. Например, говорение представлено градуированными шкалами монолога, диалога, беседы, неофициального и официального обсуждения, интервью, сделки с целью приобретения товаров и услуг, обмена информацией и г. п
Обращаясь к сути изложенной концепции, можно отметить, что имеющиеся данные позволяют смоделировать концептуальное поле владения языком и превратить его в операцианализируемое понятие.
Проблема моделирования МКК (Межкультурной Коммуникативной Компетенции) усугубляется ее более сложной организацией, когда в процессе межкультурного общения наблюдается взаимодействие рефлектирующих и в какой-то степени самоотстраняющихся культур, каждая из которых осознает необходимость и проявляет готовность к диалогу. Культура – это целостный, но внутренне неоднородный феномен, который обнаруживается по-разному, в разных контекстах своего существования.
Похожие статьи:
Определение связи между авторитетом учителя и рейтингом его предмета
Для решения четвертой задачи нашего исследования мы сопоставили данные, полученные на первом и втором этапах практической работы. Следует иметь в виду, что один и тот же преподаватель ведет у школьников сразу же три предмета: история (3,5 баллов), обществознание (3,9 баллов) и основы бизнеса (3,7 б ...
Характеристика эвристических методов
Для выбора основания классификации методов эвристического обучения Хуторской А.В. обратился к основным видам эвристической образовательной деятельности, классифицировав их согласно этим видам – на оргдеятельностные, когнитивные и креативные. Когнитивные методы: - метод вживания, (с помощью чувствен ...
Формирование умения образовывать глаголы детьми 5-6 лет с общим
недоразвитием речи в повседневной деятельности
Задачи обучающего этапа: апробировать подобранные методы и приёмы обучения детей 5-6 лет с ОНР различным способам словообразования в повседневной жизнедеятельности; составить комплекс наглядных пособий, картотеку дидактических игр и упражнений, используемых при обучении образованию слов-действий де ...